Сиротский приют
Жалобы, как под копирку, написаны: в помещениях дома престарелых нет мебели, кроме древних кроватей, неработающий холодильник забит просроченными продуктами, уборка не производится, постельное белье не стирается, штор нет, окна не открываются (комнаты не проветриваются), мусор не вывозится - на участке громоздятся горы использованных подгузников…
Действительно ли предприниматель наращивает прибыль, экономя на содержании безответных постояльцев, или это безосновательные претензии соседей-жалобщиков, недовольных тем, что на их улице все время то скорая, то катафалк? Разобраться непросто. Дело в том, что такие приюты размещаются в арендованных частных коттеджах на окраинах города. Чтобы проникнуть внутрь с проверкой, прокуроры и санврачи едва ли не сутками несут караул у дверей, а то и перелезают через заборы. Этим экстремальным спортом они занимались два года назад, пытаясь закрыть один из приютов Кожевниковой. Год назад прокурорам вновь пришлось штурмовать забор, уже в другом коттеджном поселке, - после очередной жалобы соседей на антисанитарный бизнес. Суд приостанавливает деятельность частного интерната на 90 суток, налагает на предпринимателя копеечный штраф за нарушение санитарных норм, но уже через месяц учреждение, как феникс, возрождается на новом месте и досаждает жителям другого поселка.
На Урале, как и в целом по России, рынок социальных услуг развивается в последние годы бурно, но стихийно и с неизбежными перекосами. Пока - до вступления в силу с 1 января 2015-го нового закона "Об основах социального обслуживания граждан РФ" - частные дома престарелых находятся вне закона, и соблюдение элементарных норм этики и гуманизма по отношению к одиноким старикам - исключительно на совести предпринимателей.
- Пострадавших в таких случаях нет: родные стариков заявления не пишут, - поясняет Лидия Смирнова, старший помощник прокурора Свердловской области. - Законодательство не предусматривает инструментов вроде "черного списка" для воздействия на недобросовестных индивидуальных предпринимателей. Запретить им заниматься этим бизнесом невозможно, нам остается только следить за их деятельностью.
На сиделку не заработать
Первые пансионы для стариков в Екатеринбурге появились года четыре назад. Люди пришли в этот бизнес, что называется, "по социальным показаниям": "дед тяжело уходил", "лежачие родители после автокатастрофы" и другие житейские истории заставили задуматься о возможности самим зарабатывать на оказании такого рода услуг. То, что спрос на них есть, вне сомнения: индивидуальный уход по карману немногим, например, оплата сиделки для стариков с не подразумевающими госпитализацию диагнозами (параличом, деменцией, болезнью Альцгеймера и тому подобными) обходится в 60 и более тысяч рублей в месяц. Содержание в частном приюте - в два раза дешевле: от 23 до 30 тысяч.
Сейчас в Екатеринбурге и его окрестностях около 35 таких пансионов примерно на 20 мест каждый, что говорит о востребованности услуги. По некоторым данным, десятка по три учреждений работают в Москве и Санкт-Петербурге, частные интернаты открываются и в других городах. Инвестпроекты подразумевают стартовый капитал в размере около 40 миллионов рублей (на аренду или строительство здания и оборудование) с расчетом на 30-процентную рентабельность и окупаемость за шесть лет.
- Еще пять лет назад россияне считали постыдным сдать родственника в интернат, но стереотип понемногу меняется. Работающие люди просто не в состоянии обеспечить качественный уход за лежачим стариком и предпочитают зарабатывать на оплату содержания своего родственника в приемлемых условиях, - поясняет социолог Ирина Власова.
Контроль и гарантии
Гуманным называет свой семейный бизнес Юлия Богданович из Первоуральска. Их совместный с мамой первый пансион - бывшее общежитие в два этажа по 400 квадратных метров с широкими коридорами, где "можно вальс на колясках танцевать". Второй они открывают сейчас в Челябинской области.
- Соцзащита откровенно не справляется, часто обращается за помощью к нам, - рассказывает предприниматель. - Никакой поддержки от муниципалитета мы не получали, хотя просили вроде бы небольшого содействия - предоставить льготную аренду или участок под строительство. Ведем бизнес на свой страх и риск, рассчитываем только на собственные силы.
Безрезультатно добивается участка и Екатерина Шеховцова из Екатеринбурга, которая обеспечивает работой 23 человека, а уходом - около сотни стариков.
- Как воздух нам нужны особенные санитарные правила, - считает Екатерина, бывший санитарный инспектор. - Сейчас от нас требуют выполнять СанПиНы для государственных домов престарелых. Я промаркировала все ножи и швабры, потратила 150 тысяч на пожарную сигнализацию, 700 тысяч - на пожарную лестницу, вывоз биологических отходов с трех объектов обходится в 170 тысяч ежемесячно, но какие отдельные помещения для библиотеки и кинозала мы можем выделить в наших условиях? Зачем нам палата интенсивной терапии, если мы оказываем не медицинские, а социальные услуги?
По мнению областных властей, ответит на эти вопросы новый закон о соцобслуживании, который позволит формировать госзаказ в этой сфере и обеспечить должный контроль.
- Закон даст самое главное - возможность господдержки. Фактически он создает предпосылки для развития цивилизованного рынка, - комментирует свердловский министр соцполитики Андрей Злоказов. - Пока же в соцобслуживании частный сектор занимает не больше тысячной доли процента, поскольку механизма его поддержки нет.
Впрочем, власти Омской области, не дожидаясь федерального закона, такую возможность изыскали: облбюджет там субсидирует частные дома престарелых, выделяя по 14 тысяч рублей ежемесячно на каждого пациента, всего на эти цели предусмотрено 1,9 миллиона рублей в год. Это позволяет сэкономить бюджетные средства: субсидия в два раза меньше суммы, выделяемой на содержание одного человека в государственном доме престарелых. Правда, в Омске пока работает всего один частный интернат, еще два должны открыться в текущем году.
- Без госгарантий цивилизованный рынок в этой сфере невозможен, - считает экономист Илья Кожин. - Пока отсутствует юридическая база для его качественного функционирования и контроля, этот рынок будет оставаться неинтересным для серьезных и ответственных инвесторов.
Между тем
Правительство РФ готовит ряд предметных предложений в сфере соцобслуживания населения, рассматривается, к примеру, возможность льготного кредитования инвесторов, готовых вкладывать в соцуслуги, преференции при предоставлении имущества и земельных участков.