18.04.2014 00:09
Культура

Сегодня в Большом театре "Золотая маска" подводит итоги

Сегодня в Большом театре "Золотая маска" подводит итоги
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Столичный выпуск: №89 (6361)
Сегодня в Большом театре церемония вручения премий завершает двухмесячный марафон "Золотой маски" - национальной театральной премии России. В этом году ей пришлось испытать на себе давление не только общественно-политического напряжения, но и собственной значимости, собственных достижений и собственного возраста - ведь национальной театральной премии исполнилось 20 лет.
Читать на сайте RG.RU

Посреди фестиваля, в Международный день театра, 27 марта, это событие праздновалось на знаменитых подмостках Театра имени Вахтангова. Сбросив с себя давление прожитых лет и трудных обстоятельств, "Маска" гуляла по-юношески задорно. Не только юбилейная церемония, но и вся конкурсная программа (по крайней мере в области драматического театра) выстрелила в "яблочко" - нашла свои ответы на вызовы времени и обстоятельств.

"Золотая маска" началась с балета Мариинского театра в Москве

Когда Дмитрий Волкострелов и его театр Post из Петербурга поставил 16 пьес британца Марка Равенхилла под общим названием Shoot. Get treasure. Repeat, они и подумать не могли, как жадно будут поглощать это шестичасовое действо зрители "Маски". Спектакль-инсталляция разместился в залах Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре. 16 пьесок-рефлексий, написанных в 2007 году как реакция на теракты 11 сентября 2001 года, сегодня смотрелись как чистая боль. Двое молча сидят за столом, пьют вино и едят. Диалог, который они ведут, виден на стене - проекцией текста, медленно плывущей сверху вниз. Еще несколько человек-зрителей наблюдают этот безмолвный крик, отчаяние, которое охватывает то мужа, то жену, судя по их "репликам". Но в "реале" не происходит ничего, кроме чинного ужина ("Страх и нищета", аллюзия к известной пьесе Брехта, Иван Николаев). Или - человек двадцать расселись в другом зале, глядя на экран, где в течение 40 минут женщина с верхнего этажа пытается понять, почему кричит женщина с нижнего, которую - как она скоро поймет - страшно пытают; и вот уже когда та, что с верхнего, хочет отдать свою жизнь за ту, что живет внизу, двое истязателей-мужчин говорят ей, что это террористка, и тогда та, что сверху, с легким сердцем уходит, чтобы дать мужчинам сделать их черную работу ("Потерянный рай", Александр Вартанов). Мы не видим крови, не видим реальных пыток, но ужас происходящего медленно вползает в нас. Режиссеры и исполнители перформансов-инсталляций - их около 30 - сохраняют какую-то странную отстраненность, почти холодность. Публика только созерцает, порой смотрит на экраны, реальных людей и их страданий никто не видит, есть только отражения, игра, инсталляция. Но именно в этом хождении от зала к залу, номер которого вы можете выбрать самостоятельно, так же как номер пьесы и время прибытия и отбытия, вы начинаете анализировать происходящее с особой степенью вовлеченности. Ведь это вы сами "отвечаете" за свое собственное "представление", за его начала и концы, за его смыслы. Война за демократию, война за "идентичность", война за "любовь", война за "ценности" - все это обрушивается на вас во всех возможных диалогах современного человечества, разделенного как никогда и как никогда единого.

На "Золотой маске" показали спектакль по пьесе Ибсена "Кукольный дом"

Молодой режиссер Тимофей Кулябин (новосибирский "Красный факел") предложил взглянуть на историю Онегина именно как на историю жителя мегаполиса, подверженного не только сплином, но и просто "депрессией". Резкий, болезненно современный спектакль Кулябина оказался высказыванием об огромной душевной опустошенности молодого человека начала XXI века. Онегин, читающий журнал "Сноб", сидящий у компьютера в углу своей комнатки, к финалу спектакля оставляет вместо себя проволочную скульптуру, а играющий его актер струей воздуха выдувает оттуда пепел. Нежданно в том же ореоле опустошенности предстает перед нами в финале и Татьяна: одетая в строгий брючный костюм, она сменяет Онегина в мертвом ритуале светских танцев. Так, "Онегин" оказался спектаклем не о герое-мизантропе, но о целом поколении. И сам спектакль, и его режиссер, и художник Олег Головко, и художник по свету Денис Солнцев, и исполнительница Татьяны Дарья Емельянова номинированы на "Золотую маску".

Сибирский "Онегин" оказался спектаклем не о герое-мизантропе, но о целом поколении

Существенно преобразилась на подмостках питерского театра "Приют комедианта" ибсеновская Нора в спектакле Юрия Квятковского "Кукольный дом". Хай-тековский "умный" дом, в котором "кислотная" Нора постепенно прозревает, оказывается клеткой для привычных "социальных масок". Живому человеку остается только выйти за пределы "маски", за пределы роли и рассказать о себе самом (так делает каждый из актеров-участников спектакля, Ольга Белинская, Александр Иванов, Илья Дель и все остальные, даря публике свои личные истории), полностью, до конца примерить старую пьесу на самого себя, ответить за ее "смыслы", не быть "куклами" в кукольном доме, но авторами судьбы, страны, истории.

Об этом не кричит, но тихо, устало и обреченно говорит герой еще одной ибсеновской пьесы, сыгранный номинантом "Маски" Сергеем Курышевым в спектакле Льва Додина "Враг народа". Не быть рабами, но отвечать за все, что делается в мире, - на каждое из резких, болезненных обвинений, которые кидал "столпам общества" курортного городка герой Курышева доктор Стокман, зал Малого театра откликался сдавленными аплодисментами. И сила старой пьесы оживала совершенно по-новому. Быть может, в этом и есть сила искусства - возвращать нас к лучшему в нас?

О том, как отреагирует жюри на эти опыты современного театра, станет известно, когда этот номер будет уже сверстан.

Драматический театр