22.04.2014 12:22
Экономика

В Липецке обсудили перспективы народных предприятий

В регионах появились первые успешные народные предприятия
Текст:  Ольга Глазунова (Липецк)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №91 (6363)
Почему коллективные формы собственности развиты во всем мире, но слабо приживаются в нашей стране, и как работают те, кто все же решил открыть народное предприятие, обсудили за "круглым столом" в Липецке ученые и экономисты.
Читать на сайте RG.RU

К этой теме эксперты обратились неслучайно. Сегодня, когда весь мир ищет пути выхода из экономического кризиса, некоторые справедливо предлагают обратить внимание на пока непопулярные в России формы хозяйствования - кооперацию и народные предприятия. Как считает замдиректора Центрального экономико-математического института РАН Георгий Клейнер, их развитие способно увеличить экономический рост в стране на один-два процента.

По мнению главы Липецкой области Олега Королева, коллективные формы хозяйствования - еще и лучший способ восстановить социальную справедливость.

- При одном проценте богатых, владеющих 75 процентами собственности, экономика неэффективна, и социального мира не достичь, - убежден он. - Действующие компании пусть работают при сложившейся структуре собственности. А для вновь организуемых и тех, где проходит процедура банкротства, смена собственника или реорганизация, статус народного предприятия решит многие проблемы.

В Липецкой области появились первые "народные предприятия"

Коллективные формы хозяйствования сегодня распространены во многих странах мира. Как рассказал замдиректора института США и Канады Виктор Супян, в 2014 году в США насчитывалось 28 миллионов работников, которые владеют акциями предприятий, на которых они сами трудятся.

- Изучая американский опыт, мы достаточно неожиданно для себя увидели, что в этой самой капиталистической стране широкое распространение получают такие некапиталистические формы собственности, - заметил он. - Идеи коллективной собственности бродили в США с 20-х годов прошлого века, но более или менее выраженное проявление получили в 1970-х, когда государство приняло закон, создающий благоприятные условия для распространения собственности работникам. Согласно этому решению, предприятия, которые выкупали акции, принадлежащие кому-то за пределами компании, в пользу своих работников, получали большие налоговые льготы. Если такой компании давал кредит банк, то и он получал налоговые льготы. Это законодательство действует в США и до настоящего времени.

Анализ показывает более высокую экономическую эффективность таких предприятий. У них, как правило, быстрее растет производительность труда, выше качество продукции, лучше моральный климат. Потому что у работников появляется больше мотивации - ведь они становятся и совладельцами предприятия.

Примечательно, что в Соединенных Штатах в собственности работников оказываются не только средние и маленькие компании. Например, в сети супермаркетов Publiх, сто процентов акций которой - в руках персонала, работают 45 тысяч человек, в крупнейшей авиакомпании United Airlines - 75 тысяч. Часть пакетов акций для своих работников приобрели и такие известные в России корпорации как Boeing, Procter & Gamble, Johnson & Johnson.

В России закон о народных предприятиях был принят еще в 1998 году. А когда закончился первый этап приватизации, в руках рядовых работников оказалось примерно 40 процентов собственности. Но сейчас это число снизилось до 14. Причину эксперты видят в незнании и неспособности коллективных собственников распорядиться своими акциями. В то же время во многих штатах Америки есть центры, которые являются своего рода школой бизнеса для работников-акционеров. Важно, чтобы они не просто владели ценными бумагами, но и участвовали в принятии решений. Без этого экономической выгоды не достигнуть.

Важно, чтобы люди не просто владели акциями, но и участвовали в принятии решений. Без этого прибыли не получить

Отмечали участники форума и отсутствие на федеральном уровне четкой политики, направленной на развитие этих социально ориентированных моделей. Причина также кроется в нашем менталитете. Так, руководитель одного сельскохозяйственного кооператива из Липецкой области рассказал корреспонденту "РГ", что самой большой проблемой для него оказался поиск единомышленников.

- Наше население, особенно в сельской местности, в этом отношении очень инертно, - отмечает он. - Многие просто не верят в успех коллективных предприятий, боятся брать на себя лишнюю ответственность. А те, кто что-то в бизнесе понимает, предпочитают работать на себя.

Такое же недоверие к коллективным формам собственности царит и у многих губернаторов субъектов РФ.

- Нашими коллегами были разосланы письма главам регионов о необходимости развития народных предприятий, - сообщил научный сотрудник экспертно-аналитической службы ректората МГУ Рифат Хабибуллин. - Но из полученных ответов следует, что в большинство регионов без положительного опыта соседей заниматься этим не хотят.

Между тем, как рассказал ученый, его структура проводила сравнительный анализ одного из российских народных предприятий с аналогичными компаниями привычной формы собственности.

- И выяснилось, что экономические показатели народных предприятий ничуть не уступают, а по целому ряду показателей и превосходят, - заявил он. - Также и в Америке доказано, что один работник ЭСОП-предприятия (так называется программа стимулирования продажи акций служащим компаний - Прим. ред.) будет приносить компании в год на 46 тысяч долларов больше, чем его коллега в традиционной фирме.

Ряд экспертов полагает, что коллективные формы собственности уязвимы в макроэкономическом плане. По словам Виктора Супяна, многие сетуют на то, что стопроцентное владение предприятием своими акциями, становится препятствием главному преимуществу рыночной экономики - свободному переливу капитала и рабочей силы. Таким компаниям сложнее привлекать как кредиты, так и средства сторонних инвесторов.

- В микроэкономическом смысле эти предприятия, безусловно, дают огромный мотивационный эффект и способствуют росту производительности, - говорит ученый. - Что касается макроэкономики, то даже самые активные сторонники собственности работников в США считают, что ее ниша - это примерно 25 процентов всех форм собственности. Но нам и до этих цифр далеко.

По словам Рифата Хабибуллина, сегодня в России 35 народных предприятий. Первое из них - Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат - работает в этом статусе более 15 лет.

В Липецкой области расширили меры поддержки народных предприятий

- В экономическом плане все народные предприятия, которые я знаю, стабильны. И если кто-то сейчас не работает в рамках НП, то я думаю, это чисто политические моменты, - отметил гендиректор КБК Владимир Бестолоков. - За 15 лет работы комбината в статусе народного предприятия выпуск товарной продукции вырос с 1,4 миллиарда рублей до 6,2 миллиарда, производительность труда - в четыре раза, объем прибыли также имеет тенденцию к росту. Заинтересованы работники и в модернизации предприятия. Так, в этом году планируем заменить практически две трети машин картонной фабрики. Причем кредитов комбинат не брал и пока не берет, развиваемся только за счет собственной прибыли.

Конечно, таких народных предприятий в России единицы. "Но они есть, а значит, есть ориентиры, на что равняться", - подвели итог участники форума. "Первые ласточки" в этой сфере появились и в Липецкой области. Сегодня в регионе официально зарегистрировано уже семь народных предприятий. Четыре из них работают в сфере ЖКХ, два занимаются пассажирскими перевозками, по одному - в сферах производства стройматериалов и общепита.

Экономика Липецк Центральная Россия