Сенсация: повстанцы своими силами построили бронепоезд, чтобы на нем прорываться из города. Назвали его без затей "Славянск". А доблестная украинская авиация штурмом с первого захода уничтожила его. Новость эта исходила от министерства обороны Украины. Казалось бы, куда солиднее источник?
Мы с коллегами, все побросав, кинулись искать "Славянск". "Железка" тут одна. И дорога тут тоже одна - вдоль путей. "Бронепоезд" стоял на переезде у села Андреевка. Еще день назад переезд перекрывал маневровый тепловоз. Потом здесь был страшный бой. Погибли мирные люди. "РГ уже писала об этом. А сейчас вот украинская нацгвардия отошла к телевышке, а повстанцы опять заняли переезд. Тепловоз срочно понадобился железнодорожникам. Но переезд держать-то надо? И железнодорожники взамен нужной техники подогнали на переезд пять ржавых товарных вагонов из-под глинозема.
- Где тут бронепоезд? - спрашивали мы удивленных ополченцев.
- Да вот, смотрите. Час назад по нему долбанули ракетой с вертолета. Дырка еще теплая…
Разорванный и вывернутый металл четко указывал - кто и откуда запустил ракету. Хорошо стреляют украинские летчики! Только их самих часто сбивают. Вот и этот вертолет, сделав победный круг (а то как же! Подбить ржавый стоящий вагон - это медаль, не меньше!), улетел в сторону Рыбхоза. А потом пришло сообщение, что он сбит и упал в реку. Четвертый уже за три дня.
Информацию это распространило все то же министерство обороны Украины. Замечу, что военным такой позор не нужен совсем. А вот ополченцы сделали круглые глаза:
- Не мы это! У нас и оружия такого нет. Он сам упал, наверно…
Хотя ополченцам этот сбитый вертолет был бы как раз на руку…
Я полазил по ржавым вагонам. Измазался белой глиной, но даже намека на бронепоезд так и не нашел. Как, впрочем, и следов падения "вертушки". До темноты ездил по окрестным селам и выпытывал у местных жителей. Никто ничего не слышал и не видел.
Сейчас в Славянске тихо. Сияет солнце. Нападения если и ждут, то только ближе к ночи. Часть ополченцев отпущена домой - постираться и помыться. А горожане уже третий день атакуют офисы банков. Пришла зарплата и пенсии. А вот снять со счетов деньги никак не выходит. Украинские банки решили наказать непокорный Славянск и наложили эмбарго на выдачу наличности вплоть до 12 мая. Те, у кого есть еще сбережения, бегают по магазинам и запасаются самым необходимым. Вмиг исчезла питьевая бутилированная вода. Воду в цистернах не привозят уже пять дней. Зато появился хлеб. Местный хлебозавод наконец вышел на максимальную мощность. Правда, фуру с мукой подбили во время боя у села Семеновская. Водитель погиб. Но запасы муки еще есть. И сигарет вдоволь. Местные их скупают блоками и каждое утро несут ребятам на посты. Женщины готовят чай и булочки. И тоже ходят, чтобы подкормить ребят. Знакомый командир Женя успокоил меня:
- Сегодня они не пойдут. Мы вчера, хоть и отступили, дали им хорошую трепку.
- А завтра?
- Завтра будет завтра. Завтра приходи…
С Изюма в сторону Славянска выдвинулась еще одно колонна бронетехники. Она заняла два километра трассы. БТРы и БМД. Танков, слава Богу, не наблюдается. Перед первым штурмом 2 мая такая же колонна двигалась со стороны Красноармейска. Значит, новый штурм будет со дня на день. До референдума осталось 5 дней. Задача у киевских властей сорвать его. Пусть и ценой человеческих жизней. Жизней женщин и детей. Жизней сограждан.
Появились новые свидетельства отсутствия у киевских властей желания начать реальный процесс деэскалации и национального примирения на Украине. Дело дошло до того, что 6 мая в Верховной Раде при обсуждении вопросов, которые затрагивают интересы всего украинского народа, из зала заседаний были удалены депутаты от фракции Коммунистической партии Украины. Фракция Партии регионов в знак солидарности также покинула зал заседаний. Подобные действия так называемого большинства в Верховной Раде свидетельствуют о грубом попрании элементарных основ демократии и парламентаризма.
Опасаясь, видимо, того, что граждане Украины и других стран могут узнать правду и альтернативные суждения о происходящем, власти продолжают гонения и провокации в отношении журналистов, в том числе из западных государств. Вновь призываем де-факто украинских руководителей задуматься над путями налаживания диалога в обществе и конституционной реформой, которые немыслимы без прекращения силовых действий на Юго-Востоке страны.