13.05.2014 00:42
Экономика

Реестр проверок предпринимателей предложили поручить Генпрокуратуре

Все ревизии внесут в единый реестр
Текст:  Ирина Голова
Российская Бизнес-газета - Бизнес и власть: №18 (947)
Минэкономразвития предлагает сформировать единый реестр плановых и внеплановых проверок предпринимателей. Проект постановления ведомство разместило на Едином портале правовой информации. Функциональные требования к реестру установит минэкономразвития, а вести его будет Генпрокуратура. Предполагается, что документ вступит в силу с 1 июля 2015 года. Доступ к единому реестру получат органы государственной власти, местного самоуправления, юридические и физические лица, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей. Закрыты для ознакомления в реестре будут только сведения, доступ к которым ограничен законодательством РФ.
Читать на сайте RG.RU

Инициатором создания базы проверок стало бизнес-сообщество, которое обратилось в прокуратуру с предложением создать официальный реестр всех контрольных мероприятий. Сейчас данные о плановых проверках являются открытыми. Каждый контрольный орган формирует график работы на год и публикует его на своем портале. Но даже если компании нет в списках проверок, это не гарантирует фирме безопасность. В организацию могут прийти ревизоры с внеплановой проверкой, такие мероприятия не значатся в годовых планах контрольных органов. В реестре же будет вестись учет всех проверок.

Власти готовят налоговую амнистию для крымских бизнесменов

Каждой ревизии присвоят уникальный учетный номер, каждой записи будет соответствовать дата ее внесения. "Бизнес сможет оперативно оценивать законность проводимых в отношении него проверок. Каждая проверка должна будет отражаться в реестре, как и данные о ее согласовании с прокуратурой. Если таких сведений нет, значит, законность проверки под большим вопросом", - говорит Олег Москвитин, адвокат коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры". Отсутствие записи в реестре может закрыть проверяющим доступ в компанию. "Данные должны быть занесены в реестр и отражены на сайте прокуратуры. В противном случае предприниматель вправе не пустить на объект, а результаты проверки автоматически будут признаны недействительными", - считает бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Однако право не пускать контролеров на свою территорию прямо не прописано в постановлении. В документе сказано, что "проведение проверок без включения сведений о них в единый реестр проверок, а также до присвоения проверке учетного номера не допускается". Но такая формулировка недостаточно защищает бизнес от визита несогласованных с прокуратурой контролеров. "Рассмотрим конкретную ситуацию: на предприятие пришли проверяющие, предъявили приказ о проведении проверки, удостоверения. При этом в реестре данных о ревизии нет. Бизнесмен может не пустить проверяющих на свою территорию. Но это связано с серьезными потенциальными рисками для предприятия, например, административными санкциями за неисполнение требований проверяющих. Поэтому для полноценной защиты интересов бизнеса необходимо прописать на уровне Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ право проверяемого лица не исполнять требования "проверяющих" при отсутствии сведений о проверке в реестре", - поясняет Олег Москвитин.

Эксперты заявляют, что реестр может существенно облегчить административное давление на бизнес. Но для этого необходимо соблюдение двух условий: готовности прокуратуры жестко реагировать на проведение не учтенных в реестре проверок и способности государства эффективно анализировать имеющиеся в реестре данные и принимать решения о чрезмерности проверок в тех или иных сферах.

Бизнес Минэкономразвития Генпрокуратура