Депутат направил Генпрокурору Юрию Чайке обращение с требованием проверить деятельность компании "Яндекс" на соответствие Закону о СМИ.
Как сообщил корреспонденту "РГ" Андрей Луговой, поисковая система "Яндекс" по сути является крупнейшим средством массовой коммуникации в России.
- Поисковик публикует новости и аналитику ведущих российских и зарубежных СМИ, то есть занимается распространением массовой информации, - считает Луговой.
В связи с этим депутат считает, что компания должна соблюдать правила, которые установлены Законом о СМИ. Именно поэтому он еще два дня назад направил обращение в Генеральную прокуратуру.
- На сегодняшний день обращение депутата Лугового в Генпрокуратуру не поступило, когда поступит - будет рассмотрено в установленном законом порядке, - сообщили корреспонденту "РГ" в Управлении информации и общественных связей надзорного ведомства.
На рассмотрение депутатского запроса прокуратуре по закону отводится две недели. Но этот срок может быть как сокращен, так и увеличен, в зависимости от сложности проводимой проверки.
Как заметил депутат, в случае если Генпрокуратура признает, что компания "Яндекс" под Закон о СМИ не подпадает, он подготовит законопроект, который поможет "то ли поисковику, то ли СМИ обрести свой статус и, соответственно, действовать в правовом поле согласно российскому законодательству".
В свою очередь в пресс-службе поисковика вчера сообщили, что "депутат Луговой к "Яндексу" не обращался, суть его вопроса нам неизвестна".
- Мы не готовы комментировать будущие законодательные инициативы, не видя текстов документов, но готовы пригласить господина Лугового и рассказать, как работают "Яндекс.Новости". Мы всегда ведем открытый диалог со всеми, кто интересуется нашей работой", - пояснили в пресс-службе.
В России появится слишком много средств массовой информации, прогнозирует главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян, если таким агрегаторам в Интернете, как "Яндекс", дадут статус СМИ.
Это создаст множество правовых коллизий, уверен эксперт. "Если это случится, то речь пойдет уже не только о "Яндексе", но и о любом сайте, который может отобразить ссылку и подставить к ней часть текста", - говорит Казарян. При этом свободно агрегировать информацию с определенными оговорками сегодня позволяет Гражданский кодекс. И чтобы принять поправки в федеральный закон, депутатам придется постараться, чтобы они не противоречили "вышестоящему" документу. Эксперт уверен, что принятие таких изменений в законодательство маловероятно.
В свою очередь в конкуренте "Яндекса" - "Рамблере" - также считают, что поисковики и агрегаторы новостей не обязаны получать лицензии СМИ.
- Агрегатор новостей, равно как и поисковая машина, не может нести ответственность за то, что публикуют на своих интернет-страницах проверенные и лицензированные СМИ. Потому что исходя из этой логики под определение СМИ можно подвести любой ресурс, цитирующий чужие новостные материалы, - заявил "Интерфаксу" директор по внешним коммуникациям компании Матвей Алексеев.
По его словам, объявлять поисковые агрегаторы СМИ - то же самое, что объявлять ими газетные киоски.
- Ведь газетный киоск тоже распространяет информацию, причем массово, - сказал Алексеев.