17.05.2014 20:54
Культура

Андрей Прошкин снимает "Орлеан" - морализаторскую притчу на грани фола

Текст:  Валерий Кичин
За семь лет существования Российского павильона на Каннском фестивале его команда во главе с Екатериной Мцитуридзе сделала его одним из самих посещаемых на кинорынке. Здесь фактически идет свой мини-фестиваль - встречи с авторами новых проектов, презентации новых российских фильмов.
Читать на сайте RG.RU
Хоккеиста Фетисова встретили овациями на кинофестивале в Каннах

Открывая павильон на второй день фестиваля, Мцитуридзе сказала, что вопреки усложнившейся политической обстановке искусство должно делать все для сближения людей разных стран. Мы все равно работаем вместе, - подчеркнула она, представляя новый проект "Битва за Севастополь", который снимается украинскими и российскими кинематографистами под руководством режиссера Сергея Мокрицкого. В основе фильма реальная история Героя Советского Союза снайпера Людмилы Павлюченко.

Интересным обещает быть фильм, который снимает опять-таки в Крыму творческая группа режиссера Андрея Прошкина ("Орда"). Он называется "Орлеан" - по замыслу драматурга Юрия Арабова, это такой городок на берегу соленого озера в алтайских степях. Как рассказал один из продюсеров фильма Игорь Мишин, фильм представляет собой сплав мистического триллера с черной комедией, в нем будет гротеск и фантастика, а в сущности, это притча о совести спящей и проснувшейся. Ее фабула связана в нежданным появлением в городке странного человека, по профессии экзекутора, который и станет возмутителем устоявшегося здесь болотного спокойствия. Сам Андрей Прошкин занят на съемках и в Канн прилететь не смог, но в буклете охарактеризовал свой фильм как "умную и горькую притчу в форме хулиганской комедии, страстную, даже морализаторскую притчу на грани фола". "Картина рискованная, я подобных еще не снимал, - признается Андрей Прошкин. - Сочетание высокого и низкого меня привлекает. Вот мой вызов и мой кайф".

На вопрос, есть ли в кино аналоги, близкие по типу будущей картине, Игорь Мишин ответил, что на ум приходят, с натяжкой, братья Коэны с их "Фарго", некоторые фильмы Тима Бертона или "Синий бархат" Дэвида Линча. Аналогов в российском кино продюсер не видит. Главные объекты для съемок были отобраны режиссером и оператором в Крыму еще в октябре 2013 года - странные поселения в степях, соленые озера… Потом из-за известных международных событий возникла пауза, и был риск, что картину придется отложить на неопределенный срок. Но уже 10 апреля съемки начались. Снимать же в реальных алтайских степях - признается продюсер - никаких денег не хватит.

Российский фильм "Левиафан" оставили на десерт Каннского кинофестиваля

- Это мой второй опыт работы с Андреем Прошкиным: лет десять назад мы работали с ним над картиной "Солдатский декамерон", - рассказала актриса Елена Лядова, приехавшая в Канн представлять конкурсный фильм Андрея Звягинцева "Левиафан". - И вторая встреча оказалась радостной: можно было похулиганить, потому что характер моей героини острый, да и я впервые участвую в комедии.

Вместе с Еленой Лядовой в "Орлеане" снимаются Виталий Хаев, Виктор Сухоруков и премьер "Коляда-театра" Олег Ягодин. Оператор - Юрий Райский, музыку написал Алексей Айги. Съемки должны закончиться 1 июня, а готовую картину предполагается выпустить весной 2015-го.

В прошлом году Российский павильон на Каннском фестивале уже презентовал амбициозный проект продюсера Альфии Чеботаревой - игровой байопик по сценарию Евгении Тирдатовой "Рудольф Нуреев - начало", который продолжит тему, начатую документальной картиной "Рудольф Нуреев - мятежный демон" и, в свою очередь, должен быть продолжен телевизионным сериалом. Год прошел в поисках финансирования и партнеров-сопродюсеров, и вот Павильон снова представляет этот проект.

Конечно же, кто-то из наших журналистов тут же задал сакраментальный вопрос: а что нового нам расскажет о знаменитом танцовщике этот новый фильм, и сможет ли он обойтись без мотивов, связанных с сексуальными пристрастиями Нуреева. Вопрос, конечно, лукавый в своей нелепости: мы только что видели в Канне британский фильм о художнике Тернере, который целиком был сосредоточен на житейских страстях героя и лишь косвенно тронул его творчество. С другой стороны, история кино знает два подхода к личности Петра Чайковского: в известном фильме Таланкина, где авторы спокойно обошлись без подробностей личной жизни композитора, что не помешало Иннокентию Смоктуновскому создать образ сильный и многогранный, и в фарсе моего любимого кинохулигана Кена Расселла "Любители музыки", где была только его гротескно показанная личная жизнь, а задача создать образ человека, перевернувшего музыкальный мир, даже не ставилась. Модный ныне тезис о том, что нельзя показать гения, не влезая к нему в постель, столь же неумен, сколь и непрофессионален, но вопросы такие повторяются снова и  снова все с большей настойчивостью.

На вопрос резонно ответила Евгения Тирдатова:

- Мы берем в нашем фильме ранний период становления Нуреева. Он рос в очень бедной семье, и нам хотелось показать путь, как появляются вот такие гении. В дальнейшем, если все получится, будут сняты телевизионные серии обо всей его жизни, а пока сценарий заканчивается, когда Нурееву 23 года, и он стоит перед выбором: оставить все и рвануть в новую жизнь, или вернуться и продолжать прежнее существование. Нас интересовало, что происходило с ним до этого момента. Как этот мальчишка, сын политрука Красной Армии, достиг таких высот в одном из труднейших искусств. Откуда в нем все это взялось - вот наша тема.

Презентации новых проектов в Российском павильоне продолжаются. О самых интересных событиях павильона мы расскажем в будущих репортажах.

Наше кино