23.05.2014 00:57
Власть

Валерий Выжутович: Власть на всех уровнях испытывает кадровый голод

Текст:  Валерий Выжутович (политический обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №115 (6387)
Дмитрий Медведев поручил минфину подготовить до 1 июля предложения по сокращению численности госслужащих на 10 процентов. По словам премьера, стране нужен современный, компактный и эффективный госаппарат, ориентированный на запросы людей, поэтому сокращения коснутся как региональных госслужащих, так и чиновников федерального уровня. А чуть ранее с предложением (оно тоже было адресовано минфину) "рубануть один раз" и сократить количество федеральных чиновников в регионах на 50 процентов выступила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. "Поверьте, никто даже не заметит в регионах, что в два раза сократилось число федеральных чиновников. Не нужны они сегодня в таком количестве". Как пример избыточного количества госслужащих в регионах Матвиенко назвала Тульскую область, где на одну тысячу региональных чиновников, которые, по ее словам, "за все отвечают", приходятся четыре тысячи федеральных, исключая силовые структуры.
Читать на сайте RG.RU

Попытки оптимизировать госаппарат предпринимаются регулярно. В 2010 году было принято решение сократить число чиновников на 20 процентов. Но не сразу, а поэтапно: к апрелю 2011 года - 5 процентов, к апрелю 2012-го - еще 10 процентов, а к 1 апреля 2013-го - еще 5 процентов. Однако, по данным Росстата, на конец 2013 года на службе в федеральных государственных органах состояло более 793 тысяч человек. Это лишь на 8 процентов меньше, чем на начало 2010 года.

О том, что штат госчиновников непомерно раздут, не раз говорил и Владимир Путин. И обращал внимание на такой парадокс: число госслужащих вроде бы сокращается, а расходы на их содержание растут.

Что ж, давно замечено: сколько ни сокращай российский госаппарат, он постоянно разрастается. Растет число заместителей у министров и руководителей федеральных агентств. Тут и там появляются новые департаменты. Целесообразность создания новых штатных единиц и чиновничьих структур всякий раз убедительно обосновывается. Но проходит время, и находятся столь же весомые резоны для сокращения и упразднения.

Валерий Выжутович: СМИ часто провоцируют ксенофобские настроения

Впрочем, когда затевалась административная реформа, никто и не говорил, что изменение числа и рассадки должностных лиц, деление ведомств на правоустанавливающие (министерства), правоприменительные (агентства) и контрольно-надзорные (службы) - меры самодостаточные. Было понятно: структурные новации - лишь стартовое условие для перевода государственной машины в новый, более эффективный режим. Организационный хаос, возникший поначалу, лишь подтвердил, что живая реальность не умещается в умозрительные схемы и конструкции, сколь бы совершенными они ни казались на стадии кабинетных расчетов.

И вот еще одна попытка довести госаппарат до оптимальных размеров. Речь, надо понимать, не только о сокращении армии чиновников. Речь о повышении эффективности власти. Реорганизация тех или иных структур, уменьшение численности сотрудников - это лишь один из способов сделать власть более эффективной. Но в том-то вся штука, что сценарии аппаратных преобразований пишутся самими же чиновниками. То есть теми, кто, собственно, и является важным и отнюдь не последним объектом этих преобразований.

Готова ли российская бюрократия самореформироваться - вот вопрос. Ведь в конце концов неважно, сколько в России чиновников (по доле должностных лиц федерального уровня в остальном населении наша страна, как ни трудно в это поверить, отстает от Европы и США). Важно другое - какова она, отечественная бюрократия. И прежде всего - каково качество государственных услуг, предоставляемых населению. Регистрация, оформление паспортов, выдача всяческих справок и разрешений - по тому, как чиновники справляются с этой рутинной работой, можно судить, сколь эффективен в целом госаппарат. Заодно можно получить представление и о степени его коррумпированности.

Попутно заметим и вот что. Власть на всех ее уровнях испытывает острый кадровый голод. Нет новых источников для пополнения управленческого корпуса. Долгие годы таких источников было два - Санкт-Петербург и силовое сообщество. Понятно, что эти кадровые резервуары не бездонны. Не хватает квалифицированных кадров для замещения не только министерских должностей, но даже и на посты глав муниципальных образований. А нынешняя система назначения на руководящие посты во многом напоминает "подбор и расстановку кадров", то есть те приснопамятные правила, по которым формировалась советская номенклатура.

Одна из причин кадрового застоя в органах власти - отсутствие конкуренции. Нормальной конкуренции между профессионалами. Ее, по сути, нет. Понятие "рынок труда" на сферу государственного управления почему-то не распространяется. Даже административные преобразования подчас копируют советскую практику. Суть ее известна: реорганизация управления затевается, как правило, тогда, когда требуется переместить большого начальника. Кого-то понизить или отправить в отставку, а кого-то, наоборот, наградить высокой должностью.

Административную реформу пытались проводить едва ли не все отечественные правители - каждый в свое время. Такую задачу ставил и Владимир Путин, констатируя, что "колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом".

Как показывает многовековой российский опыт, отчасти запечатленный творениями Гоголя и Щедрина, госаппарат у нас реформированию не поддается. Сокращение штата неизменно приводит к тому, что чиновников становится не меньше, а больше.

Позиция Работа власти Правительство