Россия придерживается принципа суверенитета над национальными ресурсами, но готова к привлечению в предприятия ТЭКа долгосрочных иностранных инвесторов, подчеркнул президент и перешел к актуальной теме поставок энергоресурсов в Европу. Они растут "даже в период громких разговоров о необходимости снижения энергозависимости от России", - отметил он. Такие разговоры он назвал "абсолютной глупостью" - "потому что никакой односторонней зависимости никогда в таких случаях не возникает; это всегда взаимозависимость, а значит, это повышение надежности и стабильности в мировой экономике и энергетике". Экспорт газа по трубопроводным системам по сравнению с 2012 годом в прошлом году увеличился более чем на 10 процентов. "В абсолютных цифрах мы вышли на рекордную за последние годы отметку - более 188 миллиардов кубометров", - констатировал Путин.
Россия - за добросовестное выполнение контрактных обязательств. "Рассчитываем, что такого же ответственного подхода будут придерживаться потребители и страны-транзитеры", - сказал президент.
"Не скрою, мы серьезно обеспокоены заявлениями некоторых украинских радикалов, их прямыми угрозами помешать транзиту нашего газа в Европу. Надеемся, что здравый смысл все же возобладает, и этого не произойдет", - заметил Путин. "Ситуация у наших соседей еще раз подтверждает актуальность наших инициатив по прямым маршрутам экспорта энергоносителей потребителям в Евросоюз, в том числе по газопроводу "Южный поток", - произнес он и призвал Еврокомиссию занять здесь активную позицию: ведь одна из ее задач - защита интересов своих потребителей.
На Европу приходится более 70 процентов экспорта нефти из России и почти весь объем трубопроводного газа. Но энергопотребление там растет медленно в связи с низкими темпами экономики, а политические и регулятивные риски - увеличиваются быстро. "Дают о себе знать и проблемы с транзитом", - пояснил Путин.
"В этой ситуации естественно и понятно наше стремление открыть для себя новые рынки, и прежде всего речь идет о динамично растущем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это не только возможность увеличить экспортные поставки, но и мощный рычаг для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока нашей страны", - обозначил глава государства.
Путин подчеркнул, что развитие рынка сжиженного природного газа - один из приоритетов для страны. Помимо уже действующего в рамках проекта "Сахалин-2" завода СПГ, строится завод "Ямал-СПГ". Роснефть планирует строительство еще одного завода на Сахалине, а Газпром - во Владивостоке и на Балтике. Большая часть указанных проектов ориентирована на рынок АТР.
Обрисовал президент и перспективы сланцевого газа. В обозримой перспективе американцы планируют стать нетто-экспортерами. Но для налаживания экспорта СПГ из Северной Америки в Европу нужна инфраструктура по обе стороны Атлантики. Потребуются крупные капиталовложения и немало времени. К тому же цены на СПГ в регионе АТР превышают европейские в 1,6 раза. Для производителей из США выгодней в первую очередь конкурировать за премиальный азиатский рынок, полагает Путин. Ведь бизнес всегда стремится к максимальному извлечению прибыли. А вот цены на российский трубопроводный газ абсолютно конкурентоспособны и главное - предсказуемы, подчеркнул Путин.
Россия хочет стать одним из лидеров развивающихся процессов качественной трансформации мировой энергетики, объяснил президент. На вызовы в энергетической сфере можно ответить только вместе - через сотрудничество, и крупнейшие компании так и поступают. Но глава государства не считает сложившуюся систему регулирования и координацию усилий в энергетике достаточными. "Зачастую регулирование искажает даже рыночные сигналы, приводит к неоправданному субсидированию так называемых "любимых видов энергии". В Европе это так называемые возобновляемые источники. "А это искажение рынка наносит, безусловно, ущерб конкурентной среде, снижает конкурентоспособность целых отраслей", - считает Путин.
Глава государства также предложил обсудить создание формата, в рамках которого участники отрасли смогут сравнивать налоговые, регуляторные и законодательные режимы различных юрисдикций и дать рекомендации по международно-правовому обеспечению работы конкурентных, транспарентных и открытых энергорынков. "В наших общих интересах сделать энергетическое взаимодействие более эффективным и взаимополезным, освободить его от избыточной, ненужной политизации, которая деформирует экономические основы и принципы этой стратегической отрасли", - заключил он.