От абитуриентов - а они съехались со всего Черноземья и даже из Якутска - требовалось представить небольшое портфолио и описать личное творческое кредо. В ответ Михаил Шемякин поделился с будущими учениками и местными ценителями прекрасного своими взглядами на педагогику, искусство и жизнь.
Программа, которую он будет курировать, рассчитана на шесть лет. Переезжать в Россию пока не намерен, но наведываться в Воронеж обещает дважды в год. Помимо стандартных занятий в своем вузе (которые будут дополнены курсом литературы и музыки), студенты будут ездить в Санкт-Петербург и минимум месяц в году проводить в замке Шемякина близ Парижа. Платить за эти полезные "отклонения" от учебного плана, по словам ректора ВГАИ Эдуарда Боякова, не придется ни госбюджету, ни ребятам - есть договоренность со спонсорами.
- Мой замок во Франции 44 года использовался под школу, почему я его, собственно, и купил: нужны были оборудованные площади. Там есть классы, общежитие, кухня. Условия жесткие: деревня, спартанский режим, "сухой закон", да и учитель я строгий. Шедевры рождаются не тогда, когда вы медитируете, а когда вы много работаете. Я учу рисовать и думать, - пояснил Михаил Шемякин. - Если совместно удастся вырастить хотя бы человек пять, разбирающихся в искусстве, это уже будет вкладом в исправление того плачевного положения, в котором оказалась художественная сфера в России (да и не только она). Вспоминая эпоху Возрождения, мы называем пять-десять имен тех, кто определил развитие искусства. Историю во все времена делает небольшое количество человек - вон Ленин с группой товарищей приехал и все как быстро поменял.
У художника уже был подобный контракт с министерством культуры Ханты-Мансийского округа: молодые профессора приезжали в замок на три месяца, и Шемякин делился с ними опытом и культурологическими открытиями. Как многие знают, он на протяжении десятилетий исследует взаимосвязи образов и архетипов в мировом искусстве.
- Особенно надо подтягивать грамотность - современные художники и искусствоведы порой демонстрируют полное незнание предмета, - подчеркнул Михаил Шемякин. - Начинаю тем же молодым профессорам из России называть какие-то имена, которые обязан знать любой, кто претендует на понимание живописи, и вижу перед собой чистый лист. Что говорить - мы были 70 лет оторваны от мировых процессов!.. Создать интересную школу можно только на базе глубокого знания как русского искусства (икон, работ настоящих мастеров), так и несомненных достижений искусства западного. На Западе, кстати, сейчас академическая подготовка очень слабая. Там все сосредоточены на раскрытии личности, но эта личность для начала должна научиться рисовать! Впрочем, и у нас с образованием уже большие проблемы. Я говорил об этом с главой минкульта Владимиром Мединским и буду говорить еще. Мне кажется, он понимает суть. Его много критикуют, но как человек, знавший всех наших министров культуры, начиная с Фурцевой, могу сказать, что этот обещает быть самым толковым.
По мнению Шемякина, власти должны озаботиться просвещением народа и пропагандой русского искусства. Причем выставлять надо не только классиков прошлого, но и, к примеру, работы эпохи соцреализма, который при известных издержках имел и несомненные удачи, породил целую плеяду мастеров мирового уровня, особенно в жанре книжной иллюстрации.
Некогда опальный, прошедший через "разъяснительные беседы" в КГБ и принудительное лечение в психиатрической больнице, скоропостижно высланный из страны без вещей и с 50 долларами в кармане, Шемякин… поставил советских чиновников в пример нынешним. В части отношения к художникам. И вообще - высказал достаточно консервативные взгляды на искусство, обманув ожидания тех, кто задолго до приезда мастера "бурлил" онлайн и оффлайн на тему экспансии "адептов contemporary art", к которым в Воронеже успели причислить и Шемякина.
- Во время правления коммунистов к нам, художникам, относились более внимательно, чем сейчас, несмотря на все эти отправки в психушку, - признал именитый гость. - Партия понимала: искусство - это идеологический фронт. А теперь на нем можно делать все. Бегает голый Кулик, писает во все стороны - это считается актуальным искусством. В России невероятно моден сам термин "актуальное искусство", хотя то, что под этой вывеской делают, подражая американцам, - нелепо и давно пройдено на Западе. Наши попытки в этой сфере убоги прежде всего потому, что мы копируем чужое. Мы сами еще не пережили все этапы на пути к той степени маразма, до которой дошли там. Пытаемся перескочить из телеги в ракету. Если бы мы привели свои растрепанные чувства и мозги в порядок, то результаты бы были стоящие. Сегодня ведущим направлением в искусстве стал концептуализм. Меня прямо-таки достали вопросом "Что вы видите в "Черном квадрате" Малевича?". Ничего не вижу! Это высказывание автора, связанное с определенным этапом его поисков, и свистопляска вокруг "Квадрата" мне непонятна. Ведь Малевич, помимо прочего, был великолепным колористом, а к концу жизни и вовсе вернулся к фигуративной живописи.
Работу с учениками Шемякин воспринимает как вклад в "поднимание России с колен", хотя эта растиражированная формулировка его оскорбляет:
- Русский человек иногда лежал в мертвецкой пьянке, но не стоял на коленях! Ну, может, за исключением сталинских времен, когда бушевал террор и для экономии патронов расстреливали сразу по четверо. Я часто повторяю в интервью, что верю в возрождение России, которое мы все-таки наблюдаем, если оставить за скобками истеричные вопли и квасной патриотизм. Я верю в глубинку, в то, что мы построим не Нью-Васюки, а интересное будущее. Главное - правильно понять свое назначение. К профессии художника, как и профессии, допустим, поэта, нельзя подходить с обычными мерками. Если сапожник улучшает материалы, модели обуви или отделку, если пирожник совершенствует рецепты крема, то с годами их благосостояние крепнет. А когда профессионально растет художник, то он становится все менее и менее понятен. Картины Ван Гога его брат-торговец так и не смог продать. Эль Греко забыли на 150 лет. Вермеера не сразу оценили… Но художника не должно волновать признание! Когда-то я был грузчиком на городской помойке, убирал снег, колол лед - а дома ночами занимался живописью "в стол", просто потому что не мог без красок, кистей и холста. …Каждый художник, преданный гармонии, борется с силами зла, так как искусство - это сфера духовного.