Все пять - разных жанров, настроений, художественных потенциалов и разных итоговых ощущений, даже в совокупности не подбирающихся до глубин полного метра, но зато хорошо подчеркивающих сегодняшний оптимальный темпоритм для высказываний: чем короче, проще, яснее и эмоциональнее формат - тем больше шансов быть услышанным. И обнажающих наметившуюся тенденцию: каждый год несколько участников "Короткого метра" "Кинотавра" дебютируют с полнометражными фильмами, получая награды на фестивалях. И каждый год кто-нибудь из уже признанных и титулованных авторов снимает короткометражку, возвращая себе свежесть восприятия дебютанта и вспоминая о начале своей карьеры.
Известные актеры Григорий Добрыгин и Яна Троянова пробуют себя в режиссуре. Первые шаги - пока короткометражные, но уже очень уверенные. Фильм "Верпаскунген" - уже вторая режиссерская работа Григория Добрыгина - о порядке вещей, который у каждого свой, в случаях, когда какая-нибудь идея становится параноидальной, поможет если не обрести гармонию, то легче найти спокойствие точно. Герой Сергея Маковецкого у него в предлагаемых обстоятельствах немецкого города N стоит перед сложным выбором на остановке, дожидаясь своего поезда: как правильно выбросить мусор в Германии, если не понимаешь надписей на баках, а нарушать заведенный порядок тебе не позволяют внутренние установки, переходящие в комплексы. Слово "верпаскунген", вынесенное в название фильма, - из той лексики на помойках, ставящей безъязыких эмигрантов в тупик. Как заика, который не может выговорить слово, он никак не может совершить простейшее действие, которое позволило бы ему забыть о надуманной проблеме, выкинуть уж куда-нибудь свой мусор, и, наконец, покинуть это заколдованное место. Пятнадцатиминутную очень симпатичную киноновеллу Григория Добрыгина стоит показывать людям с психологическими проблемами в терапевтических целях, - финал ее жизнеутверждающ и оптимистичен, как никогда. Чего не скажешь о смешной, в принципе, короткометражке лауреата "Ники", режиссера и оператора Андрея Андрианова "Киноман" - но она, скорее, диагноз, чем рецепт лекарства для исцеления. В положении вечно ссорящейся супружеской пары там - Чулпан Хаматова и Андрей Мерзликин. Он помешан на кино, а ей увлечение мужа уже осточертело: станешь кинофобом, когда на каждый вопрос дома в ответ получаешь реплику из какого-нибудь фильма. Бурная сцена выяснения отношений получается тоже цитатой - не много ни мало, из "Крестного отца". Как мужья лгут женам и как при этом себя ведут, оказывается классикой жанра.
"Зомбокалипсис" Вячеслава Кириллова с самим собой в образе режиссера, готовящегося к съемкам дебютного фильма, стоит смотреть, если хватит терпения, всем молодым начинающим дарованиям чтобы понимать, как они выглядят со стороны, когда мнят себя сплошными гениями. "Внутри музыки" студентки ВГИКа Юлии Нович с Екатериной Волковой в роли пережившей смерть любимого молодой женщины, в борьбе с депрессией доходящей до экстрима - пример больших нагромождений сюжета (катастрофа, попытка изнасилования, пьяная драка, хроническая истерика, болезнь ребенка и т.д.), которые не оправдывает присутствие даже очень красивого и выразительного лица в кадре.
Фильм "Рядом" Яны Трояновой - попытка добавить в жизнь романтики: Ксения Раппопорт у нее живописно удит рыбу, а героиня Анастасии Шевелевой пытается открыть для нее поэтику стука колес и шума ветра в ушах и научить кататься на товарных поездах. В роли одного из четырех продюсеров фильма выступил Василий Сигарев, что, учитывая успешный творческий и семейный союз Сигарева-Трояновой не удивительно, а вот в статусе локейшн-директора (так раньше называли человека, который помогает выбрать натуру) и водителя Яны Трояновой на съемках - сам Алексей Федорченко. Так прямо и написано в титрах: водитель - Алексей Федорченко. Вот работаешь-работаешь, получаешь призы в Венеции, в Каннах на себе ловишь заискивающие взгляды, а потом в один прекрасный день раз, попросят - и не сможешь отказать друзьям - окажешься не у руля, а за рулем. Тоже ничего себе сюжет для небольшой, еще не снятой короткометражки.
Ситора Алиева, программный директор "Кинотавра":
Сегодня кинематограф, судя по короткометражному конкурсу, становится все более личной формой высказываний людей. Камера в наши дни - способ поговорить с обществом о себе, об отношениях с реальностью, высказать личностное отношение. Это такой способ общения. И это такая терапия сегодня - кинематограф. Я сначала думала: только в России. Подняла литературу - в Америке, оказалось, то же самое. Там люди приходят к психоаналитику и, рассказывая свою историю, рассказывают на самом деле эпизод из фильма. Парадокс, но настолько заполонил сознание людей кинематограф.