Здесь затронуты те самые "архетипы", "культурные коды", "исторические комплексы" и т. п. А раз речь идет о Русской матрице, сразу приходишь к Пушкину.
Нигде так точно, полно, конкретно не описаны все сегодняшние переживания России, как в стихотворении Пушкина "Клеветникам России".
Если бы на очередном ток-шоу все участники только зачитывали - строка за строкой - "Клеветников", не портя гениальный текст "своими добавками", то весь смысл обсуждений стал бы сразу прозрачно ясен и обрел Историческое измерение.
Стихотворение 1831 г. - очередное восстание в Польше вызвало в Англии и Франции, в парламенте и газетах очередную антирусскую кампанию.
"О чем шумите вы, народные витии?/ Зачем анафемой грозите вы России ?/ Что возмутило вас? Волнения Литвы?/ Оставьте : это спор славян между собою,/ Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою, / Вопрос, которого не разрешите вы. /...Славянские ль ручьи сольются в русском море? / Оно ль иссякнет? вот вопрос. / ...Вам непонятна, вам чужда / Cия семейная вражда". Вот первая мысль (чувство) Пушкина - мы обречены на "семейную вражду", на "спор славян между собой". Вопрос жизни и смерти : или славянские ручьи "сольются в русском море", или "оно иссякнет". Так, и только так.
Но тема стихотворения - не внутренний "спор славян между собой", а вмешательство "третьей силы", "клеветников России" из Европы. "И ненавидите вы нас..." - вот что Пушкин видит на Западе. Видит государственно-общественную русофобию, которая только ищет любой повод, чтобы открыто проявиться.
"За что ж ? ответствуйте : за то ли, / Что на развалинах пылающей Москвы / Мы не признали наглой воли / Того, под кем дрожали вы ? / За то ль, что в бездну повалили / Мы тяготеющий над царствами кумир / И нашей кровью искупили / Европы вольность, честь и мир ?..".
Странно все-таки - да, это написано не к 9 Мая... Удивительно, как буквально все повторяется. Как будто не спираль, а просто вечный гончарный круг Истории... По крайней мере - Истории России.
Ну и - катарсис, долгожданный "наш ответ".
"Вы грозны на словах - попробуйте на деле !/ Иль старый богатырь, покойный на постели,/ Не в силах завинтить свой измаильский штык ?/ Иль русского Царя уже бессильно слово?/ Иль нам с Европой спорить ново? / Иль русский от побед отвык?". Да, это уж не невинное "спасибо деду за Победу...". "Так высылайте ж к нам, витии, / Своих озлобленных сынов : / Есть место им в полях России,/ Среди нечуждых им гробов".
Сейчас ни на каком "ток-шоу" ТАК говорить (даже цитировать, даже думать !) никто не посмеет, поперхнется. Но то был XIX век - все продукты натуральные...
В общем, в этом коротком стихотворении ВСЯ программа славянофилов, националистов, империалистов, геополитиков... Бесчисленные тома, миллионы слов и тысячи передач за 200 лет ничего не прибавили к Державному течению этих прозрачных строк.
За прошедшие века "спор славян" то сдвигался на Запад (Чехословакия, 1968), то - резко на Восток. И вот уже "старый спор" стал таким "домашним", как Пушкин в страшном сне вообразить не мог - идет в той самой "Новороссии"... Но хотя координаты меняются, само противоборство - неизменно. Однако, так ли судьбоносен этот спор ? Ведь хотя "славянские ручьи не слились в русском море" (а славянофилы под "ручьями" понимали вообще всю Вост. Европу, про которую сейчас мы и думать забыли!), но и море от этого за два века вовсе не иссякло! Так, что же, сама постановка вопроса оказалась ложной? Море прекрасно существует без ручьев, а ручьи - без моря?
Однако реальна не только география, но и переживания людей по ее поводу ! А переживания похожи: как тогда Пушкин считал судьбоносным "братский спор" с поляками, почти так же сегодня Россия переживает спор с украинцами. Внутренняя проблема русского самосознания осталась.
Тем более осталась в России и презумпция "западной русофобии". Да, эти настроения разжигают СМИ, но народное сознание - не чистая доска: что напишешь , то и прочтешь. Наоборот, глубокое недоверие к Западу первично, СМИ его только закрепляют, и именно поэтому им верят. Что ж, Пушкин - "наше всё". Не поспоришь.
Вот только мы сегодня далеко не "пушкинское всё" !
Если наша политическая философия сейчас свелась к скрежещущему пересказу "Клеветников", то взгляды самого Пушкина неизмеримо шире.
"Правительство в России есть первый европеец". В устах Пушкина это - высшая похвала. Понятно, ведь не "правительство", а он сам был (и остался !) Первым европейцем России ! Автор "Маленьких трагедий", любивший Петра именно за то, что тот "В Европу прорубил окно!", никогда не был европофобом, он, наоборот, всегда был убежденным европофилом!
А вот противоположностью "европорядку" Пушкин видел хаос, "русский бунт - бессмысленный и беспощадный". Так уж не "русофоб" ли сам Отец Русской Культуры? Но и в самом этом бунте (как и во "всем, что гибелью грозит") Пушкин чувствовал какое-то "неизъяснимо наслажденье" и поэтизировал Пугачева...
Пушкин охватывает ВСЕ наши исторические надежды, страхи, сомнения, комплексы. Своим волшебно-острым пером он быстро обозначил все оси координат русского духовного пространства. Многомерного, неоднородного Пространства, в котором только и есть чем дышать России. Мы живем в этом пространстве, и оно живет в нас. Просто сейчас - надо надеяться, ненадолго - закрыв всё, на первый план шумно вышел только один план, тот самый, который гениально выражен в "Клеветниках России".