Столице Татарстана крупно повезло. Во-первых, потому, что она стала первым российским городом после Санкт-Петербурга и Москвы, где согласилась выступить главная оперная примадонна современности. Этим летом Анна не приедет даже на "Звезды белых ночей". А, во-вторых, потому, что она в принципе согласилась, точнее, рискнула выступить после ряда отмен, связанных с тяжелым течением вирусного бронхита, дважды сопровождавшегося госпитализацией. Ей пришлось отменить даже участие в Пасхальном фестивале Валерия Гергиева. По словам Владислава Монастырского, продюсера Анны Нетребко, он "чудом уговорил ее сбежать в Казань из Вены", где "врачи запретили ей вылетать, пугая полной потерей слуха и прочими осложнениями". На вопрос, как Казани удалось заполучить такую оперную драгоценность, как Нетребко, ее продюсер ответил, что все произошло благодаря настоятельным горячим приглашениям мэра Казани Ильсура Метшина, сумевшего за время нескольких ужинов в период последней сочинской Олимпиады убедить и уговорить диву.
Если учесть, что за неделю до концерта Нетребко в Казани впервые выступал сам Пласидо Доминго, то вопросов о том, почему оперная супердива решила открыть окно в Россию именно в Казани, отпадет сам собой. Столица Татарстана, превратившаяся за последние годы в один из амбициозных и аттрактивных городов России, не мыслит своего культурно-политического международного имиджа без оперного и балетного искусства. Кроме того, более десяти лет назад она уже приезжала туда, чтобы спеть Джильду в "Риголетто" Верди на международном оперном фестивале, ставшем сегодня едва ли не самым представительным российским форумом. Но в свое второе пришествие в Казань никаких Джильд, Сюзанн и Адин, которые, увы, пока остались в репертуарном прошлом, Анна не исполняла, предпочтя взвалить на себя крест несчастных романтических героинь. Программу составили арии более тяжелого драматического репертуара. Первое отделение посвятили обожаемому Верди, которого сопрано пела в золотом платье свободного кроя. Партией Леоноры в "Трубадуре" Анна уже осчастливила поклонников на премьерах оперы в Берлине и Петербурге, а в августе споет в этой опере вместе с Пласидо Доминго на Зальцбургском фестивале в спектакле, поставленном Алвисом Херманисом. Она начала концерт романтично-сумрачной каватиной и кабалеттой Леоноры из 1-го действия "Трубадура". Мощным акцентом стала ария одержимой леди Макбет La luce langue ("Свет меркнет") из 2-го действия "Макбет" Верди. Рискованный дебют Анны в роли кровавой леди, для которого надо запастись удесятеренной силой, состоится в конце июня в Баварской опере в Мюнхене, а в следующем сезоне ее выступление в этой опере в Метрополитен-опера будет транслироваться по всему миру. Было ощущение, что публика вжалась в кресла: так выразительно Анна сверкала глазами, словно высекая искры. После такого стресса контрастом выглядела ее трепетная любящая Дездемона в дуэте из оперы "Отелло", где ее партнером выступил тенор Ахмед Агади.
Второе отделение (в серебряном платье) было отдано веристам, нынешним ноу-хау Анны. Центральными номерами Анна выбрала партию Манон из оперы Пуччини, триумфально исполненную ею в феврале в Римской опере под управлением Риккардо Мути. Очень ярко прозвучала ария красавицы Мадлен де Куаньи La mamma morta из "Андреа Шенье" Джордано, где Нетребко с блеском продемонстрировала то, за что ее любят во всем мире: эмоциональную щедрость, артистическую свободу без регламента и нормативов, пламенеющее сердце и жертвенность. Бросив же в оперного критика цветок во время исполнения "Застольной" из "Травиаты", Анна, похоже, подарила намек, что готова снова вернуться в Казань.