Вчера глава правительства посетил в столичном Манеже фестиваль "Интермузей-2014", на котором музеи со всей страны представляют свои достижения. На двух уровнях выставочного комплекса разместились более 200 музеев-участников и выставка подлинных предметов искусства, приобретенных министерством культуры для музейных собраний страны в 2013 году. Впервые на фестивале в качестве российских участников представлены музеи Крыма и Севастополя.
Центральная тема выставки - "Музей в цифровую эпоху". У музеев сейчас две проблемы: как не отстать от общего развития технологий и в то же время чем привлекать посетителей непосредственно в свои залы. Ведь сегодня все можно посмотреть в интернете. В ходе осмотра выставки премьер-министр сам опробовал 3D-очки, позволяющие дистанционно пройтись по выставке. "Сразу начинает кружиться голова, - поделился он своими ощущениями на встрече с директорами музеев. - Для людей с ограничениями по здоровью, которые не могут из дома выйти, это, наверно, нормально". А вот остальным он все-таки советует хоть иногда своими ногами выбираться на выставки.
Каким у современных музеев должен быть "баланс" между "цифрой" и аналогом, они должны решать сами, уверен Дмитрий Медведев: "Вы сами его должны определить: есть музеи, которые более активно такие технологии внедряют, а есть те, кто считает, что достаточно какого-то минимального уровня". У любого музея как минимум должен быть сайт с изложением того, что там могут показать, возможно, виртуальная экскурсия. А вот все остальное - это зависит от фантазии коллективов.
При всех цифровых возможностях отечественные музеи все равно стремятся к тому, чтобы на их экспозиции приходили смотреть живые люди. И не в последнюю очередь они ориентируются на детей. Министр культуры Владимир Мединский попросил премьера дать поручение министерству образования и науки разработать программу обязательного посещения музеев. Председатель правительства идею поддержал, вспомнив, что если бы в свое время не школа, то вряд ли в зрелом возрасте он уже ходил бы в музеи.
Впрочем, жаловались представители музеев, не все правительственные решения оборачиваются для них на пользу. В качестве примера премьеру привели подписанные им правила организованных детских перевозок. "У нас количество детских групп "благодаря" вашему приказу сократилось на 40 процентов", - рассказала генеральный директор Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Гульзада Руденко. Чтобы учитель вывез детей в соседний город, надо собрать 12 различных бумаг.
"Не первый раз с этим сталкиваюсь, - признался Медведев. - Сложный вопрос - хочется сразу воскликнуть, что это белиберда бюрократическая. С другой стороны, какие-то требования должны быть выдержаны". В то же время премьер-министр согласился еще раз вернуться к вопросу и, возможно, отменить какие-то бессмысленные ограничения.
Пока одни музеи ломают голову над тем, кому показывать экспозиции, другие - зачастую региональные - думают, что показывать своим посетителям. Директор Национального музея Чеченской Республики Вайха Асталов заговорил о такой стороне вопроса, как восполнение утраченных музейных ценностей. Решить эту проблему, как он считает, можно было с помощью крупных музеев, у которых в запасниках годами хранятся многочисленные невостребованные экспонаты. "Думаю, актуально разгрузить их", - предложил Асталов.
Но премьер-министр от участия в такой "дележке" сразу отказался. "Лучше, чтобы руководство страны в это не вмешивалось", - улыбнулся он, предложив музеям разговаривать и договариваться самостоятельно.
Помочь музеям в регионах государство могло бы, подтолкнув администрации субъектов Федерации к принятию региональных стратегий музейного дела. Сейчас же, считает директор Приморского государственного объединенного музея имени В.К. Арсеньева Виктор Шалай, музеи в регионах предоставлены сами себе, сами придумывают свою миссию, реализуют ее, а потом оказываются под градом критики. Такое состояние он назвал профессиональным одиночеством.
- Вам нужна какая-то идеологическая подпитка, стратегия, которая принимается на региональном уровне? - уточнил премьер-министр.
- Документ, глядя в который любой музей понимал, какие ставки на него делает региональное правительство. Это способствовало бы открытию новых музеев, - уверен Шалай.
- А вы не боитесь, что вам начнут что-нибудь навязывать? Мне кажется, если напрямую это отдать региональным властям, то будет очень жесткий диктат, - предложил задуматься Медведев.
Директор музея согласился, что такой риск существует, но плюсов, по его мнению, все равно было бы больше.
- С вами можно было бы точно согласиться с одной поправкой - при подготовке таких стратегий должно учитываться мнение экспертов, чтобы это не было подготовлено в кабинетной тиши, - рассудил глава кабмина, пообещав подумать.
Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа:
Эта встреча была очень заинтересованной и хорошо подготовленной. Мы обсудили многие серьезные для нас проблемы и услышали то, что очень важно было услышать.
Прежде всего речь шла о проблеме виртуального и подлинного, поскольку выставка посвящена "оцифровке" музейного дела и новейшим информационными технологиям. Тут есть интрига, разные аспекты и подходы. Но очень важно, что все сошлись на том, что виртуальность не может заменить подлинность. Но подлинность нуждается в помощи виртуальности.
Важный момент разговора касался эмоциональной составляющей визита в музей и уверенности, что эмоциональность должна сохраняться всегда. И это было подчеркнуто Дмитрием Анатольевичем, который при всем известной любви к новейшим технологиям очень разумно говорил, что там, где одни только технологии, нет музея. Ими надо заниматься, но излишне увлекаться не стоит, и заставлять никого не надо.
На встрече речь шла также о современном искусстве, о будущей Манифесте, которая пройдет в Эрмитаже. Ведь современное искусство - главное место приложения современных технологий.Мы обсуждали с премьером как с профессиональным юристом юридические аспекты музейной экспертизы, страхование музейных коллекций и страхование на выставках, возможность специального совещания на эту тему.
И конечно речь шла о музейной аудитории, о том, что чуть ли не насильно стоит приводить в музей детей, чтобы заложить в них интерес к музею в будущем.
Говорили о ненужности излишнего регулирования: музеи должны сохранять права на собственные решения, особенно на региональном уровне.
Шел специальный разговор о музеях Крыма, на форум приехали несколько их представителей. Эрмитаж, кстати, подпишет на выставке соглашения с музеями Херсонеса и Керчи. Музеям Крыма сейчас нужна конкретная помощь в сохранении и улучшении экспозиций, реставрации вещей. А такие российские культурные "святыни", как музей Пушкина в Гурзуфе или музей Чехова в Ялте нуждаются в развитии - там необходимо реставрировать множество экспонатов, и мы в этом, конечно, им поможем. Дом-музей Пушкина в Гурзуфе долго был труднодоступен из-за размещения там санатория министерства обороны, теперь нужно сделать его полноценно открытым музеем. Музеям Крыма придется выделить отдельные деньги, чтобы решить их первоочередные проблемы - они несколько отстали от сделанного в российских музеях, и это надо восполнить.
Наш музейный форум оказался удачным - на нем дано много дельных поручений и, самое главное, мы услышали созвучное с нашим понимание того, чем является музей. Убедились, что государство понимает суть музейного дела больше, чем нам казалось.
Что же касается нашего технического оснащения, то сегодня оно у нас не просто соответствуют мировому уровню, но у нас есть то, чего больше нигде нет. У нас много настоящих инноваций - наш музей, например, по техническим придумкам находится в авангарде и в стране, и в мире. Мы многому учим других.