Вся история этого расследования началась с того, что в прокуратуру города Сосновый Бор пришел с заявлением некий гражданин. О себе рассказал, что является клиентом местного филиала крупного коммерческого банка. Держит там свои средства. И пожаловался на грубое, с его точки зрения, нарушение его прав в этом банке.Прокуратура, как и положено, заявление зарегистрировала и провела проверку жалобы.
В ходе этой проверки выяснилось, что один из работников банка, имеющий по службе доступ к сведениям о клиентах банка и их счетах, предоставил данные о состоянии счета заявителя в органы полиции. Как объяснили банковскому клерку полицейские - для взыскания с гражданина долга.
По заключению надзорного ведомства сотрудник банка грубо нарушил закон. Причем сразу в двух кодексах - в Гражданском и Уголовном. Дело в том, что в соответствии со статьей 857 Гражданского кодекса РФ банк, как финансовое учреждение, гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
В этой статье Гражданского кодекса говорится о банковской тайне. Судя по статье, сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Госорганам и их должностным лицам, полицейским в том числе, такие сведения могут быть предоставлены. Но исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Отечественное законодательство в этом аспекте достаточно сурово. Ознакомиться с банковскими счетами, содержимым банковской ячейки можно, лишь пройдя сложную процедуру разрешений, согласований, как судей, так и непосредственных начальников следователя, прокуроров и прочих.
Для того, чтобы узнать о счетах гражданина, оперативному сотруднику или следователю необходимо написать очень много бумаг, собрать массу подписей, обратиться по инстанциям.
А главное - гражданин, чьим счетом интересуются, должен быть как минимум фигурантом уже действующего уголовного дела.
И даже если все эти сложности соблюдены и выполнены, совсем не факт, что сотруднику правоохранительных органов разрешат "покопаться" в чужой банковской тайне.
Именно поэтому в случаях, если правоохранитель понимает, что по закону ему тайну не откроют, он пользуется другими способами - хорошими связями, уговорами, шантажом, давлением.
Правда, все эти действия уже подпадают под определенные статьи Уголовного кодекса.
В нашем случае материалы прокурорской проверки в Ленинградской области были направлены в следственные органы. По результатам их рассмотрения совсем недавно было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 183 Уголовного кодекса РФ .
Вся эта статья посвящена незаконному разглашению или использованию сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Санкции по этой статье нешуточные.
Минимально можно получить кроме, естественно, судимости, - большой штраф, который начинается с цифры в 120 тысяч рублей.
Ну а максимум, что грозит клерку - до трех лет лишения свободы. А кроме этого его несколько лет не пустят работать в банковской сфере.
Судя по всему этот банковский сотрудник не был большим профессионалом, когда согласился раскрыть счета клиента полицейским без законных оснований.
В этой сфере - незаконного интереса к финансовым и прочим тайнам граждан - уже сложились определенные схемы. Которые все же не спасают любителей нарушить порядок от ответственности перед законом. Так, недавно разразился громкий скандал, закончившийся возбуждением уголовного дела.
Расследование, а потом и аресты начались тогда, когда обнаружилась отработанная криминальная схема. Она выглядела следующим образом.
В Москве оперативные работники получали от суда настоящие разрешения на подслушивание, подглядывание, слежку и на прочие оперативные мероприятия
в отношении неких подозреваемых граждан.
После этого к списку "разрешенных" фамилий шустрые сотрудники уже, что называется, от руки, дописывали фамилии нормальных законопослушных граждан. Тех, кого, выражаясь полукриминальным языком, им просто "заказали". Среди таких заказчиков были конкуренты по бизнесу или просто враги по личной жизни. Естественно, подобные заказы стоили немалых денег, поэтому такой бизнес быстро стал приносить немалый доход нечистым на руку правоохранителям.
Готовую информацию передавали заказчикам. И длилось это несколько лет.
Но завершилось все, как и следовало ожидать, - тюремными нарами для полутора десятков сотрудников органов.