На момент подписания номера о результатах встречи известно еще не было. "Однако стороны уже действительно близки к компромиссу", - рассказали "РГ" в минэнерго перед переговорами. Само собой, что ключевыми вопросами встречи министров энергетики России, Украины и ЕС вчера стали украинский газовый долг, возможное снижение цен на наше "голубое топливо", а также перспективы строительства трубопровода "Южный поток".
До сегодняшнего дня трехсторонние переговоры в таком формате проходили неделю назад, 2 июня. И принесли несколько ключевых новостей. Глава "Газпрома" Алексей Миллер тогда заявил, что между сторонами могут быть достигнуты договоренности, которые перенесли бы сроки перехода на предоплату для Украины. Потенциальное снижение цен за газ для наших соседей Миллер тоже не исключал. Такая возможность есть, и даже схем несколько - можно снизить таможенные пошлины, а можно и скорректировать формулу формирования стоимости.
По словам Миллера, очевидно, что Украина тогда была готова принять цену за наш газ, которую предложила Еврокомиссия - 350-390 долларов за тысячу кубометров. Но сейчас стоимость газа для Украины установлена на отметке в 485,5 доллара за тысячу кубометров. Страна задолжала России за поставки 2,237 миллиарда долларов. Но часть долга в 786,4 миллиона долларов Украиной уже оплачена. Это, собственно, и дало повод продолжить переговоры и перенести срок введения предоплаты за российские поставки газа с 3 июня на 9, а потом и на 10 июня.
О непрерывности поставок российского газа в Европу договориться тогда также удалось. Оно и понятно: в Старом Свете готовят сани летом, чтобы не зимовать без нашего "голубого топлива". Однако в Евросоюзе все равно намерены снижать зависимость от российского газа. И даже подготовили в качестве "реакции на актуальные геополитические события" стратегию энергобезопасности, с ключевыми постулатами которой удалось ознакомиться корреспонденту "Российской газеты".
Речь в ней идет о диверсификации поставщиков энергии, об усилении переговорной позиции по отношению к странам-поставщикам, повышении энергоэффективности, интенсификации использования возобновляемых источников энергии, а также о развитии внутреннего энергетического рынка и мер по экономии энергии.
Разработке стратегии предшествовал подробный анализ ситуации на газовом рынке Европейского союза. В энергопотреблении Старого Света на природный газ приходится 21 процент. Причем 90 процентов этого ископаемого источника поставляется из-за рубежа: 39 процентов из России, 33 процента из Норвегии, 22 процента из Северной Африки (Ливии и Алжира) и 6 процентов из других стран. В 2012 году Европейский союз импортировал почти 90 процентов нефти, 66 процентов газа и 42 процента твердых горючих элементов, что означало издержки более миллиарда евро в день. Почти все государства, говорится в представленном досье, получают газ из России.
Однако после ввода в строй Северноевропейского газопровода доля газа, проводимого в Европу через Украину, значительно уменьшилась. В настоящее время лишь половина российского газоэкспорта проходит через украинскую трубопроводную систему с общим объемом прокачки в 120 миллиардов кубометров, другая половина поставляется по трубопроводам "Ямал" и "Северный поток". Тем не менее стратегия нацелена на уменьшение зависимости от России вообще и от поставок через территорию Украины в частности.
Но пока еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, который участвовал во всех прошедших трехсторонних встречах по газу, подчеркивает, что в первую очередь необходимо завершить образование внутреннего энергетического рынка Евросоюза, улучшить инфраструктуру и эффективность энергопользования.
Чтобы гарантировать бесперебойное энергоснабжение зимой, Еврокомиссия предложила протестировать устойчивость к рискам на региональном и общеевропейском уровне, симулируя перебои в поставках газа. На основании этих тестов должны быть разработаны планы по выходу из чрезвычайных ситуаций. Среди механизмов могут быть рассмотрены повышение запасов в газохранилищах, понижение потребления газа путем перехода на другие источники (особенно для отопления), развитие инфраструктуры для чрезвычайной ситуации и реализация возможностей реверса газа.
Диверсифицируя свои источники энергии, Евросоюз хотел бы тем не менее и дальше поддерживать отношения с "надежными партнерами". В то же время подчеркивается необходимость развития связей с новыми партнерами из региона Каспийского моря путем построения южного коридора, развития средиземноморской ветки и повышения поставок сжиженного газа.
Приоритетной считается также область энергосбережения. Евросоюз поставил себе целью повысить энергосбережение на 20 процентов до 2020 года, понизив потребление энергии таким образом на 371 мегатонну в нефтяном эквиваленте. Упор здесь делается на использование "смешанной энергии", то есть энергии из различных источников, другими словами, диверсификацию и повышение доли возобновляемых источников (в 2012 году она составляла уже 14,1 процента). Далее предполагается понизить использование энергии для отопления зданий ввиду того, что более треть газа используется именно в этих целях. На европейском уровне уже разрабатываются программы по утеплению домов и понижению расходности электроприборов.
Естественно, для проведения в жизнь новой энергетической стратегии необходимы большие инвестиции. О том, каким образом и из каких источников придется краткосрочно привлечь необходимые средства, будет предположительно решено на заседании Европейского совета 26 и 27 июня, где главы государств и правительств стран Евросоюза обсудят сделанные вчера Еврокомиссией предложения.
Эксперты "Российской газеты" относятся к этим намерениям европейцев сдержанно. Полностью снять зависимость от нашего газа у ЕС не получится, считают в Российском газовом союзе. Но в перспективе, скажем, лет десяти уже возможны некоторые варианты по части использования внутренних ресурсов Старого Света для повышения энергосбережения к 2020 году.
"С учетом постепенного роста доли нетрадиционных источников энергии в балансе можно ожидать, что лет через 10 зависимость только от газа может упасть на 15-20 процентов", - отмечают эксперты. Единственный нюанс - как всегда деньги. На то, чтобы переставить энергосистему Евросоюза на "зеленые" рельсы, потребуются миллиарды евро, а где их взять в атмосфере слишком медленно восстанавливающейся после кризиса экономики?
А вот разнообразить список поставщиков газа для того, чтобы исключить возможные проблемы с получением топлива по тому или иному направлению, в Европе вполне способны. Впрочем, обнадеживают эксперты Российского газового союза, у России есть чем защититься от возможного падения объемов поставок газа в европейские страны. Недаром, например, появились сообщения о возможном возвращении к идее газопровода с Сахалина до японского острова Хонсю.
Это реальный проект, и в нем есть своя логика, говорят аналитики рынка, несмотря на то, что Страна восходящего солнца больше нуждается в сжиженном природном газе. Но "обычный" газопровод из России будет сглаживать риски, если вдруг что-то пойдет не так с поставками из других стран. Так что это, по идее, может быть выгодно обеим нашим странам.