Антон Емельянов, генеральный директор Единой электронной торговой площадки
В силу ожидающихся поправок в закон N 44-ФЗ, которые переведут в электронный вид остальные типы процедур, этот показатель может возрасти до 90%. То есть практически все госзаказы будут размещаться на электронных площадках.
Не следует забывать и о заказчиках, работающих по закону N 223-ФЗ о коммерческом секторе. Этот рынок равняется 8 - 10 трлн руб. в год. Освоенность коммерческого рынка не превышает 10%, но его потенциал огромен и существенно превосходит рынок госзаказа.
Таким образом, в ближайшее 5-7 лет рынок электронных торгов будет уверенно расти, а аудитория, заинтересованная в работе электронных закупок, сильно расширится. Есть все предпосылки к тому, что инфраструктура электронных торгов станет стратегическим элементом: деньги, ресурсы, организации, предприниматели разных уровней, соблюдающие здесь свои интересы.
При этом рынок уже сейчас нуждается в инструментах регулирования конкуренции, ведь там, где есть серьезные деньги, всегда присутствует криминал. Задачей предыдущих пяти лет был запуск и максимальное расширение инфраструктуры электронных торгов, поэтому регулирование было достаточно мягким, а доступ абсолютно либеральным. Сейчас, когда система работает и включает в себя более 600 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей, устойчивое развитие зависит от того, насколько участники процесса доверяют той системе, в которой они работают. Сегодня нужно создать барьеры для доступа на этот рынок недобросовестных участников, ведь когда среди ста честных попадается один нечестный, доверие падает сразу ко всей системе.
В России пока нет репутационного фильтра: чтобы претендовать на госзаказ, подрядчику надо только зарегистрироваться и внести деньги на обеспечение. И неважно, есть ли у участника сложившаяся положительная репутация, он все равно может претендовать на госзаказ стоимостью в 1 млрд рублей. С точки зрения модели либеральных рынков это положительная тенденция, но с точки зрения практики и особенностей нашего бизнес-климата такая ситуация выливается в возможность легкого построения криминальной схемы.
Нельзя сказать, что в России не предпринимается шагов по исправлению этой ситуации. Например, сейчас у нас существует Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), где организации получают доступ к разным государственным регистрам: налоговому, судебному и т.д. С помощью этих данных можно комплексно оценить репутацию участников торгов. Есть также Реестр недобросовестных поставщиков. В случае, если компания-подрядчик не исполнила обязательства по контракту, по инициативе заказчика такую компанию можно туда включить. Однако для комплексного решения этой проблемы необходимо сделать более широкий инструмент оценки уровня деловой репутации участника и использовать его при выдаче доступа к торгам, по крайней мере особо крупным и значимым.
В результате отсутствия такого инструмента оценки мы часто сталкиваемся с электронным рейдерством и мнимой конкуренцией, и уже сейчас сформировалось профессиональное сообщество компаний, которые исключительно этим и занимаются. На рынке работают тендерные рейдеры - организации, вступающие в сговор с другими участниками торгов, чтобы обеспечить минимальную или мнимую конкуренцию. В этом случае цена не снижается, а образовавшаяся виртуальная выгода распределяется между рейдерами, которые за отступные не участвуют в торгах.
Главный признак таких торгов - это большое число участников, которые не подают ни одного ценового предложения. Снижение цены при этом либо полностью отсутствует, либо не превышает 1%.
Со стороны заказчика тоже бывают случаи фальсификации торгов. Например, когда заказчик адаптирует конкурсную или аукционную документацию под своего поставщика. Эти случаи намного сложнее распознать, ведь закон ограничивает возможность прямого использования названий и торговых марок без возможности поставки эквивалентной продукции. С другой стороны, если участники подозревают, что торги адаптированы под конкретную марку, они могут обратиться в Федеральную антимонопольную службу, требуя от заказчика внесения изменений в аукционную или конкурсную документацию. Правда, такие случаи можно распознать только на экспертном уровне. Достоверно судить о том, имеет ли место недобросовестность заказчика или это просто попытка его очернить, очень сложно.
Еще одна проблема российского рынка электронных торгов сегодня и в будущем - это DDos-атаки. Они также имеют экономическую природу - есть за что побороться. С точки зрения технологического креатива и стоимости DDos-атаки развиваются существенно быстрее, чем средства защиты от них. Это серьезная проблема, с которой мы еще столкнемся в ближайшие пять лет. Ведь сейчас есть возможность организации очень серьезных DDos-атак крайне малыми ресурсами, поэтому масштаб в дальнейшем будет такой, что его почувствуют на себе все пользователи Интернета в России.
Эту проблему нужно будет решать на общегосударственном уровне. Поскольку ограничено число магистральных каналов, по которым идет основной трафик в российские сети из-за границы, а такие атаки часто идут из-за границы, будет необходимо организовать пограничные пункты фильтрации этого трафика на уровне крупных узлов связи в регионах.
Несмотря на имеющиеся проблемы, требования времени таковы, что рынок электронных торгов неизбежно будет развиваться и совершенствоваться. Так, в перспективе пяти лет существенно продвинется вперед сфера электронного сопровождения сделок. Если сейчас контракты по закону N 223-ФЗ заключаются на бумаге, то через пять лет не только заключение, но и исполнение контракта будет происходить в электронной форме: закрывающие и первичные документы также будут формироваться в электронном виде.
Безусловно, серьезно продвинется вперед и так называемая зона нормирования. Сейчас у нас есть очень обрывочные сведения о закупаемых продуктах, но нет общенациональных каталогов с параметрами продукта и возможностью сравнить его с аналогами, узнать производителя. То есть система размещения заказа упорядочена, но для настоящей результативности необходимо также наводить порядок в зоне планирования, формирования и выбора закупок.