"Неподвижный поток" составлен из небольших эпизодов, подчеркнуто отделенных друг от друга - свет в зале гасят полностью, занавес опускают. Это на уровне подсознания создает ощущение особой значимости членения. Хотя минуты "передышки" все равно не позволяют погрузиться в осмысление только что увиденного.
Спектакль и музыкально, и визуально выдержан в духе минимализма, вообще характерном для современной хореографии. На сцене одновременно находится максимум трое танцоров, есть сольные "номера" (выступает, к слову, и сам Рассел Малифант). Воронежцев заинтересовала и пластика артистов, и - едва ли не в большей степени - оригинальное световое решение Майкла Халлса, создающее эффект голограммы или 3D-модели. Лазерные лучи словно расщепляют движение фигур на микрофазы, и взмах рукой или ногой видится зрителю сильно замедленным, тела чертят в воздухе "иероглифы". При этом танцовщики и потоки света вращаются в разных направлениях, что только усиливает оптическую иллюзию.
Одно время голографические картинки были популярны - всмотревшись в причудливый орнамент из множества одинаковых изображений, можно было узреть "за ними" нечто новое. Таким же образом, вероятно, призван был действовать балет Малифанта. Но вербализировать его смысл затруднительно. Есть зарисовки, где разыграна некая история взаимоотношений, и свет там передает ощущения героев: например, общее для пары пространство меняет масштаб, раскалывается на две "льдины", которые затем воссоединяются. Но в целом действо воспринимается скорее как любопытная иллюстрация образа "неподвижного потока". Сам постановщик, общаясь со зрителями после показа в Воронеже, признался, что в его творении есть и просто хореографические этюды, которые не стоит препарировать разумом.
На английском языке название спектакля можно понять двояко, подчеркнул Рассел Малифант. "Still current" - это не только "неподвижный поток" (fixed flow), но и "все еще актуально". Вопрос актуальности для современной хореографии в таком ее виде, действительно, открыт, несмотря на попытки обогатить язык танца путем заимствований из смежных "двигательных" практик и применения передовых технических средств. Не исключено, что без опоры на смыслы, которые можно выразить словами (а что есть понимание, как не перевод впечатления в речь?), балет станет удовольствием исключительно для глаза.
Справка "РГ"
Рассел Малифант учился в Лондонской Королевской балетной школе, танцевал в театре "Сэдлерс Уэллс" (главная "хореографическая" площадка Великобритании), а затем начал независимую карьеру. Работал в различных труппах, основал собственную компанию. Параллельно изучил анатомию, физиологию и биомеханику, полученные знания теперь использует в хореографической и преподавательской деятельности - наряду с техниками классического балета, контактной импровизации, йоги, капоэйры и гимнастики цигун.
С 1994 года Малифант тесно сотрудничает с художником по свету Майклом Халлсом, что во многом определило особенности его сценического почерка. Среди других творческих партнеров - Сильви Гиллем, Робер Лепаж, Айзек Джулиан, Balletboyz и балет Лионского оперного театра. С 2005 года Рассел Малифант является приглашенным хореографом в "Сэдлерс Уэллс".