Межведомственное совещание по этому вопросу вел заместитель Генпрокурора России - Главный военный прокурор Сергей Фридинский. По его словам, результаты проверок свидетельствуют о серьезных просчетах и нарушениях практически на всех этапах размещения и реализации гособоронзаказа: от планирования и подготовки конкурсной документации до поставок готовой продукции в войска.
Только в прошлом году военные прокуроры выявили почти 7 тысяч таких нарушений. При этом общая задолженность предприятий ОПК перед Минобороны с учетом прошлых лет на конец года превысила 59 миллиардов рублей. В итоге было возбуждено 168 уголовных и 228 административных дел. Почти 4 тысячи фактов неисполнения закона обнаружены в нынешнем году. "Ущерб для государства от этих нарушений исчисляется десятками миллиардов рублей", - сообщил Фридинский.
Он назвал причины столь неутешительной картины. Это - слабая работа головных исполнителей военных контрактов с кооперацией, недостаточные производственные мощности, низкая квалификация инженерно-технического состава. Не последнюю роль тут сыграли неэффективное расходование и воровство бюджетных ассигнований. Чтобы понять, о каких потерянных и похищенных средствах может идти речь, надо иметь в виду: оборонные заводы Сибири и Урала задействованы в выполнении более 170 крупных государственных контрактов на общую сумму более 300 миллиардов рублей. Фридинский не скрывал - хотя деньги по большинству из них давно проплачены, немалые финансы "утекают в известных и неизвестных направлениях". А что на выходе? Только в прошлом году предприятия ОПК сорвали выполнение 90 контрактов, в том числе 37 - на поставку основных образцов вооружений, военной и специальной техники. По факту войска не получили каждую пятую единицу заказанной продукции. А еще речь идет о незавершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Чтобы не быть голословным, Фридинский в качестве примера сослался на срыв ремонта боевых машин 103-м бронетанковым заводом и аналогичную ситуацию со специальными техническими средствами на производственном объединении "Октябрь".
Вот другой случай нарушения закона. В ходе проверки в НАПО им. Чкалова - филиала компании "Сухой" прокуроры Новосибирской области обнаружили хищение крупной суммы путем завышения цены лизинга на поставку оборудования. Таким образом из казны "увели" более 43 миллионов рублей. По этому факту заведено и расследуется уголовное дело.
Отдельно Главный военный прокурор остановился на привлечении к исполнению гособоронзаказа фирм-однодневок. С этой практикой правоохранители борются давно, но покончить с ней пока не удается. Фридинский рассказал, как в результате привлечения подставных фирм были незаконно использованы контрафактные узлы и агрегаты при ремонте 36 самоходных гаубиц. Свои махинации руководители предприятия сопровождали фальсификацией актов и завышением объемов выполненных работ. Попустительство тут проявил и начальник военной приемки. В итоге государству причинили ущерб более чем на 100 миллионов рублей. "Такое положение складывается как на предприятиях самого министерства обороны и подведомственных ему акционерных обществ, так и на промышленных предприятиях", - сообщил Фридинский.
На совещании в Красноярске прокуроры заслушали руководителей ряда промышленных предприятий, допустивших срыв исполнения гособоронзаказа. Директорам пришлось объяснять, почему войска не получили заказанную технику и вооружение, либо пополнили свои арсеналы некачественной продукцией. А итогом этого разговора стало решение повысить эффективность надзорной деятельности в сфере гособоронзаказа и усилить борьбу с коррупцией на предприятиях ОПК и военных приемках.
Между тем
Глава Федеральной службы по оборонному заказу Александр Потапов подтвердил, что его структура может быть расформирована. "Это поручение дано аппарату правительства, который будет готовить необходимые документы, - заявил чиновник. - Это некий процесс во времени, и сколько он будет длиться пока можно только предполагать. Документы только готовятся, они носят пока предварительный характер. Мы к этому процессу не подключены". Он добавил, что сейчас его ведомство работает в обычном режиме. "Продолжают поступать документы от заказчиков на согласование, проведение закрытых конкурсов, аукционов, мы рассматриваем жалобы, мы выдаем лицензии, проводим контрольно-надзорные проверки - то есть весь функционал, который на нас замыкался, мы его реализуем в полном объеме, никоим образом не снижая темпы", - сказал Потапов.
Напомним, что в начале июня появилась информация об инициативе министра обороны Сергея Шойгу изменить действующую практику контроля за исполнением государственного оборонного заказа. Эту функцию глава военного предложил распределить между Счетной палатой, Антимонопольной службой и межведомственной рабочей группой по предотвращению нарушений законности в сфере гособоронзаказа при Генпрокуратуре России. Действующего контролера за армейскими контрактами - Рособоронзаказ - с целью сокращения расходов федерального бюджета Шойгу предложил упразднить как дублирующую структуру.
Понятно, что такие решения не входят в компетенцию министра обороны. Возможно, этим и объяснялся тот факт, что инициативу по контролю за оружейными контрактами тогда в военном ведомстве не комментировали. Не комментируют ее генералы и сейчас, видимо, дожидаясь официального объявления о ликвидации Рособоронзаказа.