Проблема актуальна для многих регионов ЦФО. Так, в мае специалисты Счетной палаты РФ представили отчет о ситуации в Смоленской области. Как сообщила на заседании коллегии СП аудитор Татьяна Мануйлова, с 1 января 2010-го по 2014-й госдолг здесь увеличился в 4,9 раза. Он рос быстрее, чем валовый региональный продукт, и в результате сложилась тенденция к снижению коэффициента общей платежеспособности, отражающего способность самостоятельного выполнения первоочередных и социально значимых расходных обязательств за счет бюджетных доходов. В 2013 году этот показатель составил 70 процентов, а объем заемных средств, привлекаемых в региональную казну, увеличился в 2,5 раза.
По мнению Татьяны Мануйловой, рост долговых обязательств области совпал по времени с негативными тенденциями в экономике: рост индекса промышленного производства в 2012-м составил в Смоленской области 101,3 процента против 108,3 в 2010-м. Впрочем, вице-губернатор Игорь Скобелев убежден, что прямой связи между госдолгом и темпами экономики нет.
- Нарастание государственного долга вызвано объективными обстоятельствами, - пояснил чиновник. - К их числу относится жесткое закрепление поступлений из ряда доходных источников за дорожным фондом, передача некоторых полномочий с муниципального уровня на региональный. В 2014 году, например, это зарплата персонала детских садов - 1,2 миллиарда рублей. Кроме того, ряд расходных обязательств - по здравоохранению, росту зарплаты бюджетников - увеличивается в темпах, не соответствующих актуальной ситуации в экономике. При этом финансовая помощь из федерального бюджета в 2014-м сократилась по сравнению с 2013-м. Прямого влияния на экономику этот процесс не оказывает. Впрочем, с увеличением социальной направленности бюджета Смоленской области объем инвестиционных расходов - капстроительство, ремонты - действительно снижается.
По итогам аудита эффективности Счетная палата РФ рекомендовала региональным властям разработать основные направления долговой политики и комплекс мер, направленный на снижение темпов роста госдолга. Этой же проблеме было посвящено совещание президента с полпредами в федеральных округах, по итогам которого глава государства поручил правительству до 1 августа представить предложения о полном или частичном замещении банковских кредитов бюджетными и продлении срока возврата бюджетных кредитов, полученных регионами до 1 января 2014 года. Кабинету министров поручено представить предложения о введении дополнительных ограничений, препятствующих увеличению объема госдолга субъектов РФ, и разработке механизма снижения процентных ставок по банковским кредитам, предусматривающего, в частности, предоставление госгарантий в качестве их обеспечения. В Смоленской области эти новости встретили с оптимизмом.
В последние два года администрации региона удалось привлечь немалый объем бюджетных кредитов, заместив ими часть полученных ранее банковских. В 2013 году госдолг региона составил примерно 20 миллиардов рублей, в том числе 10,7 - бюджетные кредиты, 6,3 - банковские.
- Хочу отметить, что уже в 2013 году банки не выражали особой готовности кредитовать администрацию региона. Фактически мы работали только с одним банком, хотя раньше - с четырьмя-пятью, - отметил вице-губернатор Игорь Скобелев. - Снижение их активности, по моему мнению, объясняется тем, что мы стараемся получить деньги по невысокой ставке (сейчас это в среднем 8,8 процента годовых), к тому же используем средства в режиме открытой линии - когда это нам необходимо и в необходимых объемах. Возможно, такие условия кредитным учреждениям неинтересны. Таким образом, сотрудничество с коммерческими банками несет в себе определенный риск - однажды мы можем просто не найти такой, который согласится предоставить нам кредит.
В этом году примерно такая ситуация уже произошла. Власти региона объявили аукцион на привлечение двух миллиардов рублей для погашения кассового разрыва, возникающего в связи с приближением отпусков учителей, и объявили начальную ставку в 8,1 процента годовых. Однако конкурс не состоялся из-за отсутствия участников. Возникновению серьезных финансовых проблем помешало решение правительства, разрешившегося регионам в такого рода случаях кредитоваться в федеральном казначействе. Смоленской области определен лимит в размере 2,1 миллиарда рублей, которые власти в случае необходимости могут получить, но должны возвратить в течение года. На размер госдолга региона эти средства не влияют, но ситуация хорошо иллюстрирует риск, кроющийся в сотрудничестве органов госвласти, нуждающихся в краткосрочных ссудах, с коммерческими банками.
Игорь Скобелев считает, что если правительству удастся найти способ снизить процентные ставки по кредитам, получаемым субъектами Федерации в коммерческих банках с государственным участием, риск оказаться без необходимых средств снизится.
- Что касается бюджетных кредитов, то они у нас трех видов, - сообщил вице-губернатор. - Около 200 миллионов рублей мы получили на строительство детских садов по ставке 3,4 процента годовых. Дорожные кредиты на общую сумму около двух миллиардов рублей взяли в рамках подготовки к 1150-летию Смоленска по ставке 2,3 процента. Основная же часть - примерно 8,5 миллиарда - была получена на погашение дефицита бюджета по ставке 3,2 процента. Эти цифры свидетельствуют о том, что бюджетные кредиты обходятся нам значительно дешевле, и если в правительстве найдут способ заместить ими полученные нами ранее банковские, объем средств, ежегодно выделяемый на обслуживание госдолга, заметно сократится. Это большие деньги: в 2014 году речь идет примерно о 900 миллионов рублей. Эта сумма сравнима с объемом средств, направленных на поддержку сельского хозяйства.
Замещение банковских кредитов бюджетными, по мнению Игоря Скобелева, выгодно правительству еще и тем, что ими легче манипулировать. Например, их реструктуризация не снизит размер долга, но даст региону возможность тратить меньше средств на погашение основного долга. Такие прецеденты уже были. В свое время, например, из федерального бюджета регионам выделили так называемую "зерновую ссуду", и решением правительства ее погашение отложено до 2032 года.