Учитывая резонанс дела и число потерпевших (речь идет о 179 пассажирах из числа выживших в катастрофе и родственников погибших), судья Сергей Якунин вынесет приговор на сцене здания ДК "Юность". Туда же привезут и клетку для обвиняемых.
Четверо из них - субарендатор "Булгарии" Светлана Инякина, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, начальник Казанского отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев и его подчиненный Владислав Семенов - находятся под стражей уже почти три года. Их арестовали через несколько дней после кораблекрушения. Обвиняемые неоднократно добивались в суде освобождения под домашний арест или подписку о невыезде, но суд посчитал, что они могут помешать расследованию дела и надавить на свидетелей. На свободе под подпиской о невыезде до сих пор остается только старпом Равиль Хаметов.
Самое строгое наказание, какое только можно было вынести по предъявленным подсудимым статьям УК РФ, гособвинение запросило для субарендатора теплохода "Булгария" Светланы Инякиной - 14,5 лет. Ее обвиняют по трем статьям - "оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности", "нарушение правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта" и "нарушение правил охраны труда". Кроме того, Инякину хотят лишить права заниматься коммерческими перевозками на протяжении трех лет.
Старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова обвинение просит отправить в колонию общего режима на семь лет, а также лишить его на три года права работать в регистре. Ему были предъявлены обвинения по статьям "производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности" и "злоупотребление должностными полномочиями".
Для старпома капитана Равиля Хаметова - единственного из обвиняемых, находящегося под подпиской о невыезде, старший помощник татарской транспортной прокуратуры Евгений Дикарев просит шести лет и 10 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Арестовать старпома гособвинение попросило в зале суда сразу же после вынесения приговора. В вину Хаметову вменяется "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена".
Начальнику Казанского отдела Ространснадзора Иреку Тимергазееву и бывшему сотруднику Ространснадзора Владиславу Семенову грозит до восьми лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Кстати, только Семенов признал свою вину, но лишь частично. И того и другого обвиняют в "злоупотреблении должностными полномочиями".
Каждому из обвиняемых было предоставлено последнее слово. И только Инякина воздержалась, сказав лишь, что ждет от судьи "человеческого решения". Извинений от нее потерпевшие так и не дождались.
Тимергазеев заявил суду, что "корабль потопил не акт проверки, а незадраенные иллюминаторы", так что его вины в случившемся нет. Старпом Хаметов переложил вину на погибшего капитана Александра Островского. "Если бы я управлял этим судном, трагедии бы не случилось", - сказал он.
Семенов в своем последнем слове заявил, что признает только моральную сторону обвинения и принимает тот факт, что вину нужно на кого-то переложить. По его словам, если бы он чувствовал, что виноват, то не прожил бы эти три года. Ивашов вообще заявил, что к гибели людей непричастен, и попросил полностью его оправдать.
Владимир Маркин, официальный представитель Следственного комитета РФ:
- К сожалению, трагическая гибель 122 пассажиров "Булгарии" стала закономерным итогом круговой поруки и чрезмерного желания обогащения обвиняемых. Казалось бы, когда на кону стоит ценность человеческой жизни, ни один нормальный человек не способен сопоставить ее с собственной выгодой. Однако вряд ли об этом задумывались как хозяева бизнеса по речным перевозкам, так и те, кто должен был надзирать за этим. И полное недоумение вызывает то, какую недальновидность, отсутствие профессионализма, и в то же время цинизм и алчность проявляли эти люди, выпуская в плавание такой корабль. Полномасштабная работа опытнейших следователей, собранная в девяти десятках томов уголовного дела, содержащих свыше тысячи допросов и более двух сотен экспертиз, установила, что непосредственной причиной крушения "Булгарии" стала именно негодность судна к плаванию, а также ненадлежащее исполнение своих обязанностей практически всеми лицами, отвечающими за его эксплуатацию. Чего стоит только госпожа Инякина, которая будучи субарендатором, эксплуатировала "Булгарию" с многочисленными техническими неисправностями, допустив к работе персонал, не прошедший ни соответствующего обучения, ни инструктажа по охране труда. Или сотрудники надзорных инстанций, которые видимо забыли, что от их решений зависят человеческие жизни. Эти, с позволения выразиться "работники", видимо не в первый раз надеялись на авось, спокойно дожидаясь собственной ошибки, однако вряд ли представляли себе ее масштаб. Да, обвиняемые высказывали соболезнования родственникам потерпевших, но их искренность очень сомнительна, так как никто из них не нашел в себе сил признать вину. Полагаю, собранные следствием доказательства позволят суду сформировать объективное представление обо всем произошедшем и вынести справедливый приговор. Что же касается остальных бизнесменов, эксплуатирующих допотопные корабли, призываю их учиться на чужих ошибках, чтобы впредь не допустить таких случаев.
Справка "РГ"
10 июля исполнится три года с тех пор, как случилась катастрофа. Теплоход "Булгария" возвращался из города Болгара. На воде из-за ухудшившейся погоды было неспокойно, но, несмотря на это, капитан принял решение возвращаться в Казань. Двухпалубное прогулочное судно ушло под воду близ села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана в считаные минуты. В момент катастрофы на его борту находился 201 человек. 122 из них спасти не удалось. Среди них было 28 детей.
Процесс по делу о крушении теплохода "Булгария"