Коваленко - сам уроженец Краматорска, но его семья уже давно живет в Севастополе. Когда в Донбассе и Луганской области начались трагические события, Игорь начал помогать вывозить из горячих точек своих родных и близких. Вслед за родственниками к нему потянулись знакомые из подъезда, с которыми когда-то жили рядом, а потом одноклассники, знакомые знакомых и так далее.
В районе дачного поселка на Фиоленте у Игоря Коваленко есть небольшая база отдыха - девять деревянных домиков. Но вагончики, рассчитанные на пять человек, сегодня уже переполнены: благодаря "сарафанному радио", стремительно распространившему новость о благородном бизнесмене, в каждой комнате по 10 беженцев.
Из 88 постояльцев - 40 детей и всего семь мужчин, остальные - пожилые женщины и мамы детей. Большинство из них приехали в Севастополь с одним чемоданом, бросив все. Есть семьи, которые после бомбежек потеряли дома и своих близких. Есть и пятилетний мальчик, которого очередью обстрелял снайпер. Он так напуган, что перестал разговаривать…
Беженцев семья Коваленко принимает за свои деньги. Пришлось даже продать машину, чтобы обеспечивать граждан Украины всем необходимым. Соседи по даче и знакомые, которые знают эту ситуацию, помогают чем могут - приносят подушки, одежду, игрушки.
Пытаясь договориться с Коваленко о встрече по мобильному телефону, застал его в заботах о беженцах. "Везу с турбазы "Фиолент" женщин с детьми-грудничками в детские поликлиники и больницы - сейчас еду к роддому №1 на проспекте Гагарина, подъезжайте туда…" - сообщил Игорь.
Возле детской поликлиники № 2 было много машин. Но когда увидел среди них автомобиль с большой Георгиевской ленточкой на кузове, подумал: "Не Игоря ли Коваленко?". Оказалось, не ошибся. Недалеко от машины в тени деревьев стояли молодые женщины с детьми-грудничками.
- Игорь Геннадьевич пошел на рынок за продуктами и батарейками, - объяснили мне женщины, - сейчас должен подойти...
Мы познакомились. У Ольги Лысенко - двухмесячная дочка, а у Оксаны Васильченко двухмесячный сын Даниил, у Алены Ковалевой - полуторамесячная Милана. Чуть позже подошла Оксана Максимова, посетившая с трехмесячной дочкой Настей детского хирурга. Было заметно, что женщины напряжены и не склонны к разговору. Да и не с руки было спрашивать у них об обстрелах Краматорска, разрушенных домах, убитых мирных жителях. Не хотелось возвращать их в тот ад, из которого они сумели выбраться. Им кормить грудных малышей, и не дай бог пропадет молоко…
Разговор завязался лишь после того, как подошел Игорь Коваленко.
- Спасибо огромное севастопольским медикам! - чуть не в один голос оживились молодые мамочки. - К нам здесь, в Севастополе, более внимательны, чем у нас в Краматорске, когда тем еще не было настоящей войны. Принимают нас по возможности без очереди…
- Мы очень благодарны главному врачу детской поликлиники Елене Авериной, - подтвердил слова женщин Игорь Коваленко. - Она стареется сделать все возможное для грудничков Краматорска и их мам.
Трехмесячной Максимовой Насте требовались осмотр и консультация хирурга детского больничного комплекса, и Игорь Коваленко повез всю "команду" на проспект Генерала Острякова. Из Гагаринского района - в Ленинский.
Вместе с Оксаной и ее малышкой мы побывали на двух этажах больничного комплекса, - сначала на пятом, а потом на первом, где в приемном покое детский хирург Игорь Шавейкин внимательно осмотрел маленькую Настю и проконсультировал ее маму. Наконец, все врачебные дела закончились, и мы отправились на Фиолент.
Вскоре Игорь Коваленко доставил крохотных пациентов и их мам на арендуемую им базу отдыха. Это благодаря ей до недавнего времени на жизнь семьи зарабатывал предприниматель. База довольно скромная, но здесь есть все необходимое для жизни: общий домик-кухня, столовая под навесом, небольшие деревянные домики для проживания, детский городок для развлечений ребятни. В каждом домике - прихожая, умывальник, санузел… Специально для своих земляков Коваленко купил две стиральные машины и установил их в одном из недостроенных зданий.
Конечно, сегодня домики перенаселены. Но в них есть все необходимое для жизни, включая горячую воду (стоят бойлеры). Как говорят, в тесноте, да не в обиде. Это лучше, чем в разрушенном и горящем Краматорске, где ранним утром второго июля карательные войска Украины разрушили около 100 жилых домов.
В этом жилом городке, где разместились 88 жителей Краматорска, стараются не говорить про войну. А если и говорят, то взрослые между собой, когда их не слышат дети: понятно, что нельзя не думать о своих родных и близких, которые остались в обстреливаемом городе.
Беженцам платить нечем. Но никто с них денег и не требует. Они следят за порядком, окапывают деревья, помогают обустраивать городок.
- Это мои земляки, знакомые моих знакомых и друзей, - пояснил Игорь. - Мой давний и настоящий друг Игорь Клоков сейчас выполняет функции коменданта городка, следит за порядком, размещением людей, решает неотложные вопросы в мое отсутствие.
Игорю Коваленко помогает управляться его супруга Людмила, в недавнем прошлом учитель младших классов. Сегодня она на пенсии. У Игоря и Людмилы две взрослые дочери - Оля и Даша, а еще один внук и три внучки. Семья скромно занимает один деревянный домик.
В крохотном офисе Игорь показал мне сводную таблицу заселения людей по категориям (дети, женщины, мужчины).
- О вновь прибывших я каждый день докладываю по телефону начальнику управления по вопросам гражданской защиты правительства Севастополя Мирославу Сагайдаку и его подчиненному в Балаклавском районе, - говорит Игорь Коваленко. - Они в курсе, что список растет. Спасибо Мирославу Дмитриевичу за помощь продуктами.
Всех беженцев поставили на учет и по закону у них есть время (90 дней), чтоб определиться, куда они готовы переехать в Россию. Только вот многие по-прежнему надеются вернуться в Краматорск, чтобы забрать хоть какие-то необходимые вещи. А пока людям нужна какая-то элементарная помощь.
- Пожалуйста, помогите придать этой истории максимальную огласку, чтобы привлечь к помощи неравнодушных севастопольцев, - говорят соседи предпринимателя. - Семья Коваленко - далеко не олигархи, а просто люди работающие. Была у них помощь от "Красного креста", за что спасибо, но этого, увы, мало. Сегодня Игорь Геннадьевич продал одну машину, но деньги имеют свойство заканчиваться, и если не будет средств, Игорь готов продать последнюю машину-кормилицу. Ведь он ответе за тех людей, которых приютил по доброй воле. У беженцев средств нет. И сколько они пробудут на базе у Коваленко - неизвестно. Наверное, пока теплится надежда на возвращение домой в Краматорск или уже до окончания срока в 90 дней.
Вернутся ли гости Коваленко в Краматорск, или быть может, останутся в России, переехав на новое место жительства? Возможно потом, спустя годы кто-то из тех, кого приютили супруги Коваленко, приедут сюда, на Фиолент на отдых, и будут вспоминать, как пережидали здесь беду, как почувствовали заботу и человеческое тепло, участие в их судьбе и жизни.
Хочется верить, что все у этих юных и зрелых жителей разрушенного фашиствующей хунтой Краматорска сложится нормально. И в их памяти Севастополь навсегда останется городом "величественным, достойным поклонения" и "неприступным для врагов". Тем городом, который снискал себе мировую славу мужества и стойкости.
Кстати
Добраться к переселенцам, чтоб оказать им необходимую помощь, не сложно. От "Пятого километра" ходит маршрутка №3. Остановка "Бриз" и далее указатель - база отдыха "Фиолент".