На расширенном заседании комитета по образованию Совета Федерации представители Рособрнадзора заявили, что не видят связи между суицидами школьников и сдачей ЕГЭ. Однако ленты информагентств все чаще сообщают о трагических случаях с потерпевшими фиаско на экзаменах. Период сдачи "единого" для большинства подошел концу, и это повод еще раз задуматься, каким образом нововведения в российской системе образовании могут отразиться на психике подростков. Ситуацию прокомментировал Сергей Ениколопов, руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья:
- Какой бы ни была форма выпускного экзамена, это всегда стрессовая ситуация и для школьников, и для их родителей. Случаи суицида, связанные с учебой, касаются, обыкновенно, крайне ответственных учащихся, которым важно продемонстрировать свой успех, найти подтверждение своим стараниям в виде высокой оценки, поступить в престижный вуз, наконец.
Введение ЕГЭ могло некоторым образом усугубить ситуацию. Если раньше ученики с тройками могли поступить почти в любой вуз, провалив некоторые неважные для них предметы в школе, но успешно сдав профильные на вступительных испытаниях, то сейчас такая ситуация исключена, и в этом смысле ЕГЭ закрывает для школьников очень много ходов.
Безусловно, на суицидальные наклонности подростков влияют многие факторы, и каждый случай индивидуален, однако в экзаменационный период из ряда вон выходящих ситуаций больше. И школа, увы, не готова справляться со стрессами детей. Возможность психологической подготовки школьников к экзаменам сейчас обсуждается, однако на деле число психологов в учебных учреждениях только сокращается. Решить ситуацию поможет не очередное изменение формы испытаний, а лучшая психологическая подготовка учеников.