Суд оправдал Инякину лишь по одной из трех статей - нарушение правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение крупного ущерба и смерть двух и более лиц.
Сотрудники Казанского линейного отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов, выдавшие незаконные акты предлицензионной проверки, позволившие выйти "Булгарии" в навигацию, проведут в колонии 6 лет и 5 лет. Старший помощник капитана теплохода Рамиль Хаметов, исполнявший на момент крушения обязанности начальника вахты, отправится в места лишения свободы на 6,5 года.
Старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова, выдавшего разрешительную документацию на неисправный двигатель дизельэлектрохода, суд приговорил к пяти годам заключения и тут же освободил по амнистии в честь 20-летия Конституции РФ.
Оглашение приговора заняло три дня. Уголовное дело составило 90 томов, а потерпевшими были признаны более 200 человек.
После завершения следствия официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин заявил, что непосредственной причиной крушения стала негодность судна к плаванию как по техническому состоянию, так и по уровню подготовки экипажа, а также совокупные действия пяти обвиняемых. На вину всех пяти фигурантов указывали и заключения экспертов, привлекавшихся к выяснению причин катастрофы в составе нескольких комиссий.
Итак, следователи пришли к выводу, что Инякина, перед тем как взять "Булгарию" в субаренду, прекрасно знала об ужасном состоянии судна. Левый двигатель дизельэлектрохода исчерпал все ресурсы и нуждался в срочном капитальном ремонте. Дело это долгое и затратное. Гендиректор ООО "АргоРечТур" решила заменить неисправный мотор на новый, вот только происхождение его было неизвестно. На новом двигателе отсутствовали заводские номера и другие необходимые пометки.
Несмотря на это, эксперт речного регистра Яков Ивашов выдал необходимую документацию, внеся ложные данные. На их основании начальник казанского линейного отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев подписал акт предлицензионной проверки. Его подчиненный Владислав Семенов, правда, нарушения заметил и сказал об этом, но, по всей видимости, не желая ссориться с начальством, выдал документ. Все это позволило "Булгарии" выходить в рейсы. За семь поездок, которые теплоход совершил в навигацию 2011 года, поломки случались едва ли не каждый раз. Восьмая стала роковой...
Предотвратить страшную трагедию мог и старший помощник капитана судна Рамиль Хаметов. Перед отходом из Болгара он был назначен начальником вахты, то есть фактически брал на себя все руководство. За некоторое время до отплытия старпом получил штормовое предупреждение. Зная о выходе в опасный район, он должен был убедиться в закрытии трюмов и иллюминаторов, работоспособности всех систем корабля. Однако Хаметов этого не сделал. А в рейс судно отправилось без разрешения диспетчера.
Судебные процессы, связанные с "Булгарией", на этом не заканчиваются. В Московский райсуд подано полсотни исков о компенсации морального и материального ущерба от потерпевших. Сумма претензий превышает 200 миллионов рублей.