Западному водителю понятие лизинг объяснять не требуется.
В Европе эта форма получения автомобиля очень популярна и составляет более 30 процентов от всего рынка продаж.
Еще 30 процентов приходится на наличные расчеты, а оставшиеся 40 процентов на кредиты. У нас такой опыт появился впервые и стоит уточнить все правовые особенности такого приобретения. Что такое лизинг? Это автомобиль, приобретенный на время. Приобретатель вносит предоплату и получает машину в пользование на оговоренный срок. Максимум - на три года. На руки владелец получает такой же пакет документов, как и при покупке, но в них указано, что машина принадлежит компании, а водитель числится лизингополучателем. Все права и обязанности - такие же, как у обычного хозяина автомобиля. Он платит штрафы, покупает страховку, несет расходы, если становится виновником аварии. А вот транспортный налог включен в ежемесячный платеж за лизинг. Такие возможности открылись полтора года назад, когда в закон о лизинге внесли поправки, распространившие его и на физических лиц. Лизинг бывает двух типов - с правом выкупа автомобиля и без такового, то есть операционный. В зависимости от выбранного варианта рассчитывается ежемесячный платеж.
Первая компания, которая запустила эту услугу на рынок, уже передала автовладельцам более 300 автомобилей. Спрос на "временные" машины растет в геометрической прогрессии. Причем их приобретателей интересуют модели среднего класса, такие как Chevrolet Cruze, Opel Mokka, Kia Sportage, Opel Astra, Peugeot 308.
Что дает автовладельцу такой способ приобретения машины и каковы его правовые последствия? Он может выбрать так называемый операционный лизинг. То есть обязан через три года вернуть автомобиль компании. Во что ему это обойдется? Приобретатель вносит 30-процентный аванс - от стоимости машины. И отчисляет фирме ежемесячные платежи - они в два с половиной раза меньше, чем по среднему автокредиту. Спустя три года клиент возвращает автомобиль обратно компании, как в trade-in, и пересаживается на новый автомобиль. Но аванс уже не платит. С него - только ежемесячные платежи.
Другой вариант лизинга позволяет приобретателю через три года получить автомобиль в собственность. При таком договоре с компанией он заплатит такой же аванс. Однако ежемесячные платежи будут уже значительно выше, но все равно примерно на 20 процентов ниже кредитных выплат.
- Лизинг для физических лиц - это продукт для представителей среднего класса, которых привлекают в два раза более низкие, по сравнению с автокредитом, ежемесячные платежи и возможность постоянно ездить на новых гарантийных автомобилях, - считает вице-президент компании-лизингодателя Александр Михайлов. - То есть для тех, кто планирует через 3 года поменять автомобиль и при этом не хочет взваливать на себя груз проблем - за сколько продать старое авто, где искать на него покупателя.
С правовой точки зрения во время лизинга автомобиль принадлежит компании. А если автовладелец выбрал лизинг с приобретением, то по истечении оговоренного срока он получает документы на собственность.
Досье "РГ"
В России на данный момент 55 процентов продаж автомобилей происходит за наличные. И 45 процентов - за счет кредитных средств. В прошлом году отказы в выдаче автокредитов составили 60 процентов. За год падение продаж легковых автомобилей составило 5 процентов.