Чем бы не закончилось противостояние на юго-востоке Украины, очевидно, что восстанавливать разрушенное войной придется рано или поздно. Краматорск и Славянск, куда с помпой вошла киевская армия, превратились за время бомбежек в города-призраки, где нет электричества и водоснабжения, разрушен жилой фонд, не работают магазины. Официальному Киеву, который только недавно выпросил очередные кредиты у Международного валютного фонда, не по карману нести расходы по строительству уничтоженной за время бомбежек инфраструктуры. А ведь еще нужны деньги на продолжение боевых действий, которые могут затянуться и привести к еще большим разрушениям. На прошедшей неделе президент Петр Порошенко уже объявил об урезании расходов бюджета на науку. Но этого будет явно недостаточно.
Обозреватель "РГ" Евгений Шестаков.
Вопреки обещаниям "накормить и обогреть", которые руководители Евросоюза давали Киеву до подписания соглашения об Ассоциации, миллиардов на инфраструктурные проекты Украине они не выделили. Как, впрочем, не предоставили и иной финансовой помощи. Подкинуть Киеву немного "гуманитарных" консервов Европа, конечно, в состоянии. Но брать на довольствие несостоявшееся постреволюционное государство с состоящим из националистов правительством, которое к тому же находится в состоянии гражданской войны, оказалось слишком накладно для Брюсселя. Одно дело за счет прописанного в договоре об Ассоциации обнуления таможенных пошлин захватить украинский рынок, уничтожив при этом целые сектора местной промышленности, и совсем другое оплачивать из европейского бюджета растущие потребности Киева.
В этой связи весьма показательной выглядит беседа, которую в пятницу провел Порошенко с вице-президентом США Джозефом Байденом. Отбросив пропагандистские штампы, использованные пресс-службой главы Украины, чтобы продемонстрировать значимость Киева для американской политики, в сухом остатке разговор выглядел следующим образом. Порошенко, как бы между прочим, рассказал Байдену о том, в какие суммы обойдется восстановление надлежащих условий жизни в разрушенных украинскими силовиками украинских городах. В ответ вице-президент заявил, цитирую: "США готовы рассмотреть возможность финансирования проектов по восстановлению инфраструктуры на Донбассе по примеру инициативы Германии для жителей Славянска и Краматорска".
Специально залез в интернет, чтобы выяснить, насколько щедрым был Берлин при оказании помощи разрушенным городам. Ведь именно на этот пример сослался Байден в разговоре с Порошенко. В цифрах это выглядит следующим образом. Первоначально немецкие власти хотели выделить в качестве помощи Славянску и Краматорску… один миллион евро. Но затем увеличили эту сумму до 3,5 миллионов евро, что составляет примерно 55 миллионов гривен. А теперь внимание: по словам премьера Украины Арсения Яценюка, на восстановление разрушенной в ходе боевых действий инфраструктуры необходимо как минимум ... 8,1 миллиарда гривен. Означает ли заявление Байдена, что Белый дом готов оказать Киеву помощь, но не более предоставленных Германией 55 миллионов гривен?
Но даже эти деньги, можно быть уверенным, получить окажется непросто. Предыдущую финансовую помощь в размере миллиарда долларов украинские власти ждали несколько месяцев - Конгресс не спешил с решением этого вопроса, дожидаясь вердикта Международного валютного фонда в отношении Украины. Добавлю, что в прежние времена, когда речь шла о финансировании программ по продвижению на Украине демократии, американские законодатели проявляли куда большую сговорчивость и расторопность, чем ныне при обсуждении вопроса об экономической помощи Киеву. И убеждение конгрессменов в целесообразности выделения денег налогоплательщиков на далекие и бесполезные для американских интересов Славянск и Краматорск может оказаться непосильной задачей для администрации Обамы. Потому Байден проявил такую осторожность в своих обещаниях финансовой помощи, несмотря на очевидную просительную интонацию его украинского собеседника.
Продолжение военных действий на востоке Украины и дальнейшее разрушение некогда процветавших промышленных регионов с геополитической точки зрения отвечает интересам Вашингтона, независимо от того, какой политической направленности будет придерживаться следующая американская администрация. С одной стороны, гражданская война ослабляет Киев, заставляет его бегать с протянутой рукой по Старому и Новому свету. С другой, Вашингтон рассчитывает втянуть в этот незатухающий конфликт Россию, чтобы ослабить ее, отвлечь ее ресурсы от значительных инфраструктурных проектов на азиатско-тихоокеанском направлении.
В то время как сами США, будучи щедрыми на слова поддержки в адрес украинского руководства, стараются избегать конкретных обещаний финансовой помощи. Белый дом своими советами превратил Киев в главную "бесприданницу" Европы, готовую броситься в объятия первого встречного за хлеб и за ласку.
И что-то не слышно, чтобы кто-нибудь из украинских миллиардеров поделился капиталами на восстановление разрушенных на востоке городов. Ни сам "шоколадный король" Порошенко, ни губернатор Днепропетровской области Коломойский, ни весьма не бедная Юлия Тимошенко, ни миллиардер Ринат Ахметов не заявляли о готовности пожертвовать хотя бы несколько миллионов евро из своей "мошны" на Краматорск и Славянск. И это объяснимо: президенту Украины куда проще заставить заплатить немецких налогоплательщиков, чем собственных олигархов.
Ситуация в Луганске