Среди четырех новичков - столичное "Торпедо", вернувшееся в элиту спустя восемь лет. Не последнюю роль в возвращении "черно-белых" в высший дивизион сыграл и Денис Бояринцев, успевший до этого засветиться в разных российских клубах, в том числе московском "Спартаке". Бояринцев, кстати, трижды со своими командами уходил на повышение. На заре своей карьеры Денис с новотроицкой "Ностой" сменил второй дивизиона на первый, потом поднимался в премьер-лигу с "Рубином", и вот теперь "Торпедо".
Как признается сам Бояринцев, ныне работающий с торпедовской "молодежкой", выход легендарного клуба в год его 90-летия в премьер-лигу стал в его карьере событием исключительным.
Помнится, два года назад при переходе в "Торпедо" в качестве основного мотива вы называли стабильность. Могли тогда подумать, что будете с этим клубом творить историю?
Денис Бояринцев: Не совсем так. Главный мотив заключался в том, что команда ставила задачу выхода в премьер-лигу. У меня был разговор на эту тему с президентом клуба Александром Тукмановым. Сразу скажу, условия, которые мне предложили, были далеко не заоблачными, но на тот момент финансовая составляющая не была основной.
Однако в первом сезоне вы боролись не за выход в премьер-лигу, а за выживание...
Денис Бояринцев: Сезон получился очень сложный. Были проблемы по составу: мало опытных игроков, большая группа молодежи. На тот момент команда оказалась неготова к достижению больших целей. Но второй сезон продемонстрировал, что многие ребята сумели сделать правильные выводы, хотя решающую роль в деле выхода в премьер-лигу сыграли те футболисты, которые пришли в летний период.
Прошлый чемпионат вы тоже начали не ахти как. После восьми туров у вас значилось всего два очка...
Денис Бояринцев: Я считаю, что сказалось массовое обновление коллектива. 14-15 человек были абсолютными новичками. Пока притирались друг к другу, много воды утекло. Как бывает в таких случаях, состоялась тренерская отставка, ушли Казаков с Дурневым, и это стало переломным моментом. Команда реально объединилась одной целью: сезон надо спасать. О том, что мы можем побороться за выход в премьер-лигу, никто, конечно, еще не думал. Тогда мы стремились лишь сохранить лицо.
Многие успех "Торпедо" связывают в первую очередь с работой Александра Бородюка...
Денис Бояринцев: Он пришел на тренерскую должность, когда у нас уже началась серия, а Николай Савичев исполнял обязанности главного тренера. По-моему, было шесть игр без поражений. То есть переломный момент случился несколько раньше. Хотя, конечно, роль Александра Генриховича трудно переоценить. Атмосфера, которую он создал внутри и вокруг команды была потрясающей.
Вам же не впервой идти на повышение. Вы выходили с "Ностой" из второго дивизиона в первый, с "Рубином" - в премьер-лигу. Можете сравнить эмоции, ощущения?
Денис Бояринцев: С "Ностой", да, это была моя первая большая победа. Я два дня носился как сумасшедший, успокоиться не мог. С "Рубином" было уже поспокойней, хотя мы впервые вышли в премьер-лигу. Сейчас же самый эмоциональный момент именно в том, что это "Торпедо", легендарный клуб, и оно возвращается. Тут, понимаете, как. Когда для тебя что-то впервые - это одни эмоции, а, если уже переживал подобный момент, то реагируешь сдержанней. Но удовлетворение от проделанной работы присутствует всегда.
Было время, когда о "Торпедо" не забывали благодаря его болельщикам, но только со знаком минус. Конфронтации с руководством клуба, срыв матча...
Денис Бояринцев: На трибунах возможно иногда звучит что-то лишнее, может, у кого-то есть личные претензии к футболистам, к руководству клуба - это, наверно, не очень правильно. Но, в целом, у нас прекрасный болельщик. А то, что нашу команду наказывали матчами без зрителей, думаю, связано с некоторой предвзятостью, двойными стандартами. Неподобающее поведение фанатов других команд часто проходит незаметно, а чуть дело касается "Торпедо", сразу создается непонятный ажиотаж.
Еще один болезненный вопрос касается домашнего стадиона "Торпедо". Болельщикам важно, чтобы это была арена на Восточной. А что думают на этот счет в команде?
Денис Бояринцев: В юности я жил в Кузьминках, и для меня стадион на Восточной был самым близким. Помню нередко туда заглядывал, в том числе на матчи премьер-лиги еще того "Торпедо". Понятно, что для людей, которые болеют за "Торпедо" не один десяток лет, приятней встретить сезон премьер-лиги на своем стадионе. Мы, футболисты, и сами понимаем, что нужно играть там, на Восточной. Увы, есть обстоятельства, перед которыми мы бессильны, а руководству приходится искать другие варианты. К счастью, стадион в Раменском удовлетворяет всем требованиям, и играть мы будем там.
Состав премьер-лиги обновился на четверть. О чем это говорит?
Денис Бояринцев: Это говорит об уровне ФНЛ. И давайте не забывать, что в первом дивизионе количество легионеров ограничено тремя персонами. У нас в "Торпедо" вообще один иностранец был. Значит, есть в стране хорошие российские футболисты, достойные играть в премьер-лиге.
Между тем, именно вы как-то говорили, что 15 команд из 17 в ФНЛ играют в однообразный футбол...
Денис Бояринцев: Да, говорил. Есть, конечно, пытающиеся играть в комбинационный футбол, но, в основном, клубы ФНЛ делают упор на результат. Обычно, это фактурные игроки атаки, длинные передачи, навал. Футбол не зрелищный, простой, но эффективный. Там затопчем, тут перебьем. Хотя в прошедшем сезоне было немало команд, которые показывали интересный футбол, помимо той четверки, которая пошла на повышение в классе.
Что скажете о перспективах "Торпедо" в премьер-лиге?
Денис Бояринцев: Полностью погружен в дела своих парней в "молодежке". Что я могу сказать: определенная группа игроков покинула команду, среди которых Олег Власов, являвшийся, по моему мнению, одним из лидеров. Пришло много новичков... Объективную оценку сейчас дать не смогу. После первых двух-трех туров будет понятно, кто-что и в какой футбол играет "Торпедо".
Вы уже отзывались с теплотой о Николае Савичеве. У него же практически нет опыта работы главным тренером. Получится у него?
Денис Бояринцев: Зато у Николая Николаевича большой футбольный опыт. Должно у него получиться. Плюс он свой, торпедовский. Все в его руках.
А вы в курсе, что "Торпедо" примет участие в первом официальном матче на новом стадионе "Спартака"? Не жаль, что чуть-чуть не дотянули до такого исторического момента?
Денис Бояринцев: Жаль, если честно. Прям хочется пойти и сказать: заявите на эту игру, чтобы хотя бы на замену выйти (смеется). Против "Спартака", который совсем мне не чужой, выйти в составе другого легендарного клуба - это было бы нечто. А так, что переживать: мы в молодежном первенстве со "Спартаком" сыграем накануне. Что касается матча, обязательно на нем буду. Помню, в 2006 году закладывали капсулу я, Ренат Сабитов, Егор Титов, Саша Прудников... Рассчитывали еще, что сами там сыграем.
За "Спартаком" следите?
Денис Бояринцев: Слежу-слежу, новости читаю. Вчера видел по ТВ тренировку "Спартака" после их товарищеской игры с "Шинником". Я, честно, удивился от количества специалистов в тренерском штабе. По-моему, футболистов было меньше (смеется). Один со свистком, второй - все свистят. Ну, посмотрим.
Вы сами тренером стали внезапно. Когда почувствовали, что это ваше?
Денис Бояринцев: У меня даже времени не было почувствовать. Изначально я должен был идти в качестве играющего тренера. Но обстоятельства поменялись. В ближайшую сессию пришлось поступать на тренерские курсы. Плавного перехода не было. Но, наверно, это к лучшему: без лишних раздумий и копаний. Знакомлюсь вот с другой стороной нашего футбола. Как игрок, многих вещей не видел, не замечал. Некоторые вещи, скажем так, удивляют (смеется).
Нравится вам?
Денис Бояринцев: Очень. Получаю огромное удовольствие. Особенно нравится, когда видишь, как на поле реализуются твои мало-мальские идеи. Это окрыляет. Хочется развиваться, расти. С нетерпением жду второй сессии, когда можно будет продолжить учебу.
Футболиста в себе уже убили?
Денис Бояринцев: Вот все об этом говорят. Да как его убьешь (смеется). Да, на базе во время тренировок утром и вечером я в себе игрока убиваю, становлюсь преподавателем. Но вот выхожу за пределы базы, там позвали, тут за ветеранов нужно побегать, и уже хочется играть.