История появления фестиваля на свет вторит женским мотивам скандинавских сказаний: в 1912 году успешная сопрано Айно Акте, уже прославившись в Парижской опере, Ковент-Гарден и Метрополитен, впервые попав в крепость Святого Олафа - Олавинлинну, навсегда влюбилась в это место и решила, что здесь обязательно должна поселиться опера. Понять ее легко. Твердь посреди воды, связанная с землей деревянным мостом, высится крепостью из громадных валунов с 1475 года. Башни с узенькими, в шаг, винтовыми лестницами, бойницами, двухметровой толщины стенами и отлично сохранившимся интерьером впечатляют наповал. А уж пейзаж вокруг не оставляет сомнений - место для искусства правильное.
Финны при выборе между приглашением звезды и повышением среднего уровня спектакля делают выбор в пользу последнего. Здравый северный подход: гонорар пары солирующих суперзвезд может запросто "съесть" бюджет целой постановки. Потому поющие здесь солисты, скажем так, разных достоинств. Зато хор и оркестр! Хор оперного фестиваля Савонлинны под руководством Матти Хоекки слажен, четок, работает очень профессионально и любит свою работу. В составе оркестра летом тут играют музыканты из филармонии Хельсинки и оркестра Финской национальной оперы. Не зацикливаясь на звездах, Савонлиннский фестиваль и его новый художественный руководитель Йорма Силвасти обращают внимание на афишу, смешивая в нужной пропорции мировую классику и финский репертуар.
С классикой бывает всяко: например, прошлогодняя постановка "Макбет" выглядела намного сильнее нынешней "Волшебной флейты". Правда, тут, без преувеличения, главным действующим лицом становится не тенор или дирижер, а место действия, пресловутый гений места. В "Волшебной флейте" гений места изволит шутить: едва птицелов Папагено пробует трель, ему тотчас же решительно вторят чайки. После такого зачина не слишком важным кажется разбор вокала героев. Ну да, слабовата Папагена, три доставивших флейту мальчика вообще разошлись, но Тамино Туомас Катайала неплох, а Клара Колонитц таки сдюжила хитовую арию Царицы ночи.
Но все же Моцартом в Савонлинне не удивят, а вот опера финского композитора Аулиса Саллинена "Куллерво" заслуживает мессы. Премьера этого года, полновесная махина почти на три часа, выстроена на либретто по "Калевале" со всеми вытекающими последствиями: мрачная сюжетная интрига об убийстве и мести словно оплавлена метафоричной условностью эпоса. Притом благодаря мощи партитуры и качеству исполнения "Куллерво" завораживает и накрывает. Исполнитель роли Куллерво баритон Томми Хакала в Финляндии любим и ценим, и он образцовый главный герой, концентрирующий на себе внимание громадного зала, а рядом с ним прекрасен баритон Киммо - Вилле Русанен, артист года нынешнего фестиваля. Тот самый хор, чьи достоинства так очевидны, становится держащим действо цементом. И, кстати, почему он так хорош, определить так же трудно, как и в случае с древним цементом крепости: состав вроде бы известен - в хор набираются волонтеры из музыкальных институтов Финляндии, а достойное качество все равно необъяснимо.
При таком градусе серьезности понятно, отчего не падкие на проявление страстей финны сходят с ума на гала-концерте русского балета. Нехитрые, с точки зрения московского театрала, опусы вроде "Русской" из "Лебединого озера" или заношенного по концертам па де склява из "Корсара" вызывают здесь бурю эмоций. А уж когда Анастасия и Денис Матвиенко показали фрагмент из балета Radio and Juliet и неизбежное в балетном концерте па де де из "Дон Кихота", публика просто вспенилась - зашумела, затопала по деревянному настилу. Ясно, что младший брат балет в который раз отобрал у старшей сестры оперы львиную долю любви зала.