Значение этого музея для истории искусства Азербайджана трудно переоценить. Его экспозицию составляют произведения, возраст которых берет свое начало с середины 40-х годов прошлого века до наших дней. Произведения необычные, яркие, дерзкие. Есть среди них работы давно признанных корифеев азербайджанской школы живописи - Саттара Бахлулзаде, Таира Салахова, Микаила Абдуллаева, Тогрула Нариманбекова, а также произведения великих зарубежных художников минувшего века - Марка Шагала, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали.
Основную же часть коллекции составляет то, что в советскую эпоху именовалось нонконформизмом или "другим искусством" и отодвигалось на задворки творческой жизни. Это произведения Джавада Мирджавадова, Тофика Джавадова, Расима Бабаева, Ашрафа Мурада, Горхмаза Эфендиева, Кямала Ахмеда, Геннадия Брижатюка, а также современных авторов - Мирнадира Зейналова, Фазиля Наджафова, Рашада Бабаева, Нияза Наджафова и многих других.
Так сложилось, что "другое искусство" в Азербайджане было представлено прежде всего живописцами - группой талантливых единомышленников, протестующих в 60-70-е годы против ограничений, диктуемых политической системой. Оттого и основу коллекции музея составляют именно живописные полотна того времени. За эпатажными, экспрессивными, а порой беспощадными в своей обличительности произведениями стоят непростые судьбы их авторов: кто-то был незаслуженно забыт, кто-то подвергался гонениям со стороны властей... Но теперь их работы заняли достойное место как в музее, так и в истории. И в этом большая заслуга известного азербайджанского художника Алтая Садыхзаде, который долгие годы собирал эту коллекцию и теперь выставил ее на обозрение широкой публики, лично разработав также архитектурный замысел и дизайн музея.
Если бы надо было обозначить Музей современного искусства в Баку одним-единственным словом, то им стало бы слово "цельность". Около тысячи живописных полотен и графических листов, а также скульптурные работы порядка полусотни авторов искусно сгруппированы в единую по замыслу концепцию, состоящую, в свою очередь, из определенных фрагментов. Но эти фрагменты - работы разных авторов, размещенные в том или ином зале, - подчиняются отнюдь не привычной музейной хронологической классификации. Здесь идея группировки более сложна и связана с личностями художников, их взаимоотношениями, формированием тех или иных стилей. Как в семейном альбоме, где снимки зачастую группируются вокруг отдельных людей и их связей, а не только вокруг событий.
Само внутреннее пространство музея вполне гармонирует с концепцией экспозиции, представляя собой еще одну загадку для зрителя. На обоих этажах большие и маленькие залы нестандартной формы "перетекают" друг в друга самым неожиданным образом, в результате чего этот эпатажный музей чем-то напоминает аттракцион-лабиринт. Нейтральный белый цвет, господствующий в интерьере, оттеняет буйство красок, выпускает на свободу вихрь энергетики, почти физически ощутимо бьющей с работ художников-бунтарей.
Не в силах удержаться в рамках выставочного пространства двухэтажного музея, экспрессия бунтарства выплескивается в другие его помещения, которые, будучи частью единого по замыслу пространства, тоже служат обрамлением для тех или иных произведений художников - конференц-залы, видеозалы, библиотеку, ресторан, сувенирный магазин... А оттуда энергия творчества вырывается на улицу: вход в музей фланкирован крупными скульптурными композициями, которые, благодаря монументальности и нетипичным формам, а некоторые - и яркой раскраске, еще издали указывают прохожим на то, что в этом здании располагается один из самых необычных музеев нашей страны.