Согласно исследованию Всемирной туристcкой организации (UNWTO), каждый третий "охотник за впечатлениями" в мире считает национальную кухню мотивацией к путешествию, причем тратит на нее около 30% отпускного бюджета. Через гастрономию путешественник познает местную культуру и образ жизни на новых для себя территориях. По данным исследований UNWTO, 88,2% респондентов считают гастрономию важной составляющей бренда территории, а 79% выстраивают маршрут, предварительно изучив календарь гастрономических событий, 59% интересуются возможностями посещения локальных сельскохозяйственных ярмарок.
"Путь к сердцу страны, к ее пониманию лежит через желудок путешественников", - говорит Марина Дудиловски, председатель правления международного центра повышения квалификации "Скайлайн". Поэтому основной целью, когда речь заходит об увеличении турпотока в регион, является кооперация усилий чиновников, производителей, рестораторов, туроператоров и маркетологов с целью продвижения территории через ее кухню.
"Важно не отделять гастротуризм от других направлений - событийного или культурного, - говорит руководитель агентства Республики Коми по туризму Юлия Рыбакова. - Тем не менее региональные власти должны способствовать созданию условий для его развития.
Так, в Коми уже есть подобный опыт предоставления грантов малому бизнесу, вовлеченному в процесс формирования регионального гастробренда. Совместными усилиями чиновников и предпринимателей были предприняты попытки формирования регионального фастфуда, так как именно точки уличной еды популяризируют гастрономический бренд на самом широком уровне.
Такой опыт есть и в Новгородской области, где после неудачной попытки определения регионального продукта-бренда исследователи достигли серьезных успехов. На смену снетку, который почти перестал водиться в водоемах региона, "вкусами родины" стали квас, пряник и мед. Этот процесс, по словам Андрея Васильева, начальника отдела развития новгородского центра развития туризма "Красная Изба", не потребовал серьезных инвестиций со стороны региональных властей: "На Новгородчине достаточно компаний, которые уже давно и успешно занимаются производством и продвижением этих продуктов. Все что потребовалось чиновникам - это "морально" поддержать инициативу местных производителей".
Более скромными оказались успехи Санкт-Петербурга. Несмотря на отчеты чиновников о работе по продвижению города на Неве посредством петербургской кухни, дело дальше "Дня корюшки" не идет. Местным гастрономическим брендом назвать ее сейчас сложно - корюшка на прилавках магазинов уже давно финская, а ее улов в Финском заливе за последние годы сократился почти в три раза.
В развитии гастрономического туризма в регионах России может помочь и опыт стран, преуспевших в этом вопросе. "Разнообразие, мультикультурность вашей страны является ее рыночным преимуществом, и не использовать его глупо", - считает член всемирной комиссии IUCN по туризму заповедных зон Гэвин Белл.
- Пока у России нет своего достойного места на гастрономической карте мира. Наша национальная кухня не играет той роли в туристическом процессе, которую заслуживает. Форум поможет регионам страны определиться, как использовать местную кухню для привлечения путешественников, - считает главный идеолог форума, президент Международного эногастрономического центра Леонид Гелибтерман. - Причем нельзя рассчитывать на стихийность в деле формирования региональных гастрономических брендов. Отдельные рестораторы и производители не справятся с подобной серьезной работой. Нужен системный, научный подход, который непременно и уже очень скоро даст свои результаты. А еще нужны квалифицированные кадры, впрочем, они нужны всем отраслям экономики.