В понедельник набирала телефоны столичных больниц, прежде всего многопрофильных, тех, которые круглосуточно работают на "скорую помощь". Признаюсь, думала, услышу: "Переполнены все отделения. Пациентов, как и градусов погоды, выше нормы". Не услышала. Главврач Cтанции cкорой и неотложной медицинской помощи Москвы им. Пучкова доктор медицинских наук профессор Николай Плавунов сказал: "Мы работаем в штатном режиме".
О том, каков этот штатный режим, обозреватель "РГ" побеседовала с заведующим оперативным отделом станции Александром Баютиным.
Александр Михайлович! Какая сегодня температура на "03"?
Александр Баютин: Нормальная. Как и в обычные дни, в среднем до 8 тыс. вызовов в сутки. В будни чуть больше. В выходные меньше - люди уезжают на дачи, реже обращаются к врачам.
Благотворно действует загородный воздух?
Александр Баютин: Так ответить не могу. Если дача в середине поля и покрыта рубероидом, то жара еще злее. Но люди научились противостоять жаре. И практически нет обострений хронических заболеваний.
Вы в этом уверены? Все СМИ постоянно советуют, как вести себя в жару, как не допустить обострения хронических заболеваний - прежде всего сердечно-сосудистых, легочных, диабета и т.д.
Александр Баютин: Вот все это и возымело действие. А моя уверенность основана на цифрах и фактах. Вот сейчас, когда мы с вами разговариваем, на градуснике 27 градусов жары. Это нормальная летняя температура.
Руководители больниц сказали мне, что число обращений по поводу травм, несчастных случаев не превышает обычных показателей. Они не лукавят?
Александр Баютин: Ничуть! Похоже, жара никак не влияет на статистику травматизма.
А на что влияет?
Александр Баютин: Обостряются хронические болезни. Но не в такой степени, чтобы это создавало экстремальные состояния в лечебных учреждениях. Вот у меня справка обращений на "скорую" за прошедшие сутки. Выполнено 7429 вызовов. Кстати, в эти сутки как раз больше всего госпитализировано пациентов по поводу травм. Так что сутки складываются по-разному. На втором месте среди госпитализированных те, у кого возникли проблемы с органами пищеварения. Так что советы насчет того, как питаться в жару, что следует отказаться от жирной, острой пищи, что надо отдать предпочтение овощам, фруктам, что эти самые овощи и фрукты нужно обязательно мыть, даже если они с дерева собственного сада или собственной грядки, что надо побольше пить воды, но не сладкой, не газированной и так далее, очень уместны. На 3 месте среди госпитализированных те, у кого жара спровоцировала сбой в сердечно-сосудистой системе. К сожалению, не все, даже страдающие хроническими болезнями, знают, что в аномальную жару привычные лекарства могут действовать иначе, чем в обычную погоду. Одни препараты становятся более активными, другие, напротив, менее эффективны. Потому не удержусь от элементарного: пожалуйста, найдите возможность посоветоваться со своим лечащим врачом, чтобы он подкорректировал прием даже привычных препаратов.
По возрасту разнятся те, кто набирает "03"?
Александр Баютин: Травмы, впрочем, как всегда, - удел молодых. Обострения болезней сердца, сосудов, органов дыхания чаще настигают пожилых.
Значит, если я правильно поняла, жара не влияет на работу "скорой"? Во всяком случае, не создает экстремальную ситуацию...
Александр Баютин: Могу объяснить, почему именно так. Москвичи стали чаще обращаться в неотложную помощь, которая действует при поликлиниках. И это сняло часть нагрузки с нас. Кроме того, после аномальной жары и смога 2010 года москвичи многому научились. Стали бережнее относиться к своему здоровью. Большинство, например, знает, что лучше не находиться под прямыми солнечными лучами от 12 до 17 часов. Что не надо в жару "сидеть" на грядках. Что надо, по возможности, ограничить физические нагрузки. Больше стало пользователей кондиционеров. Более того, пользователи знают, как разумно их использовать, чтобы не простудиться. Знают, что при купании не надо с разбегу, "с головой" нырять в воду, что надо заходить в водоем постепенно. И так далее. Посмотрите, как одеты столичные жители в эту погоду. Почти нет претензий к их одежде. Хотелось бы только, чтобы больше было тех, кто прикрывает голову шапкой или зонтиком от солнца. Пока, как правило, шапки, косынки на головах детишек. У взрослых, увы... А зря! Это уберегает от теплового удара, от проблем с сосудами. Это, кстати, еще и для волос вредно.
А так называемая "пьяная травма"? В жару ее больше?
Александр Баютин: От этого никуда не денешься. Многому москвичи научились, а вот меры спиртного знают далеко не все. Особенно это заметно, когда проводятся какие-то многолюдные мероприятия. Вот в день праздника на ВДНХ прибавилось количество вызовов, в основе которых алкогольные излишества. Обидно, конечно. И опасно для здоровья.
Но если все же возникла необходимость в госпитализации, она всегда возможна?
Александр Баютин: Проблем нет. Бригада запрашивает место по тому профилю, который требуется данному пациенту. И пациента, как мы говорим, везут на "свободную койку профильного отделения". Это очень важно: не просто госпитализируем пациента, а именно в то отделение, где он получит максимальную помощь.
Часы пик, "пробки", жара очень замедляют работу бригад "скорой"?
Александр Баютин: Замедляют, конечно. Но по большому счету на дорогах стали лучше относиться к нашим бригадам - дорогу, как правило, уступают.
Сколько таких бригад? И сколько медиков в них задействовано?
Александр Баютин: В разные дни по-разному. Но в среднем 2119 медиков в 1121 бригаде.
Каково среднее время прибытия бригады по вызову?
Александр Баютин: На экстренные вызовы бригада приезжает за 14,4 минуты, на дорожно-транспортные происшествия - за 8,8 минуты.