Об этом в интервью "Российской газете" рассказала начальник управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса Анна Мирочиненко.
Анна Валерьевна, за какими продуктами вы установите особый контроль?
Анна Мирочиненко: Мы предполагаем проводить мониторинг оптово-отпускных цен на определенную группу товаров. При этом мы решили не распыляться и не обращать внимания на рост цен, например, на хамон. Остановимся только на социально-значимых товарах: в наш список вошли одиннадцать наименований товаров. Это говядина, мясо птицы, свинина, молоко и сливочное масло, рыба мороженая, картофель, капуста, лук репчатый, морковь и яблоки.
Цены на эти продукты должны быть "заморожены" или какой-то процент повышения допускается, например, из-за фактора сезонности?
Анна Мирочиненко: У нас в стране свободное ценообразование, речь о замораживании цен не идет. Единственным инструментом регулирования цены в рамках закона о торговле является ограничение максимальной торговой надбавки. Но есть целая процедура введения этого ограничения. Она предполагает, что цена должна повыситься на 30 процентов в течение месяца.
Выявляется такое повышение на основе мониторинга, проводимого минэкономразвития. И уже это ведомство на основании мониторинга обращается в правительство, которое, в свою очередь, принимает решение о введении ограничения по максимальной надбавке в определенных регионах, где такое повышение выявлено. И только на 90 дней.
Насколько должна цена подрасти, чтобы ФАС обратил на это пристальное внимание?
Анна Мирочиненко: В законодательстве конкретных цифр, конечно, не указано. Но мы для себя в поручении территориальным управлениям прописываем единовременное повышение на 5 процентов за отчетный период. Это для нас будет являться сигналом.
Норвежская красная рыба за неделю подорожала на 150 рублей. Фото: depositphotos.com
Накануне глава ФАС Игорь Артемьев утвердил план мероприятия по контролю за ситуацией на продовольственных рынках. Этот план появился в результате введения ответных мер?
Анна Мирочиненко: Безусловно. Он включает меры, которые предполагает предпринять ФАС в условиях эмбарго. Они включают в себя взаимодействие с компаниями и гражданами для получения информации о ценовой ситуации как в оптовом, так и в розничном звене, мониторинг цен крупных продовольственных компаний, принятие антимонопольных мер по фактам необоснованного завышения цен и целый ряд других мероприятий. Не секрет, что некоторые недобросовестные поставщики могут воспользоваться ситуацией и "взвинтить" стоимость тех запрещенных продуктов, которые попали в список. В связи с этим первое, что надо сделать, - обеспечить информационное взаимодействие с бизнесом и с федеральными органами исполнительной власти. Второе - наладить связь с покупателями, которые могут оперативно заметить повышение стоимости.
На прошлой неделе в ФАС заработала "горячая линия". Она создана именно для этих целей?
Анна Мирочиненко: Конечно. Любой россиянин, который хочет пожаловаться на рост цен, может оставить свое сообщение на официальном сайте Службы: fas.gov.ru, или на сайтах ее территориальных органов. Там размещен специальный баннер "Обнаружили повышение цен на продовольствие? Сообщите!", при нажатии на который появляется форма обращения. Анонимно пожаловаться не удастся - придется оставить свои данные и указать название торговой точки или поставщика, у которого наблюдается рост цен, с указанием адреса. Именно электронное сообщение, а не по телефону поможет нам справиться с огромным потоком обращений и не упустить детали.
Эта "горячая линия" поможет нам собрать статистику о тех продуктах, которые являются наиболее проблемными, и в тех регионах, в которых наблюдается наибольшее повышение цены. Люди, кстати, уже стали активно направлять нам свою информацию: только за первые двенадцать часов работы "горячей линии" поступило более шестидесяти сообщений.
А телефонную "горячую линию" не планируете сделать?
Анна Мирочиненко: Пока нет, потому что наши ресурсы, к сожалению не безграничны. Мы не справимся с таким потоком информации. Сейчас наши сотрудники консультируют территориальные управления, потому что именно на них ляжет максимальная нагрузка при мониторинге.
Каким образом будет проводиться мониторинг? Сотрудники ФАС будут ходить по магазинам или анализировать отчеты сетей?
Анна Мирочиненко: Каждое территориальное управление выбирает свой путь. Это могут быть запросы производителям, либо выездные мероприятия в торговые точки, оптовые базы или на предприятия. Но они - редкость, и происходят обычно после сообщений о повышении цен у определенной компании. На этой неделе у нас пройдут селекторные совещания с территориальными управлениями, где мы постараемся скоординировать наши действия. Кстати, у нас еженедельный мониторинг - цены будут сравниваться один раз в семь дней.
Сейчас готовятся письма всем крупным производителям с предупреждением не повышать цены необоснованно, руководствуясь лишь спекулятивными ожиданиями. Это такая превентивная мера. Можно сказать, напоминание им, что в России по-прежнему действует антимонопольное законодательство.
Что грозит нарушителям, если вдруг это будет зафиксировано?
Анна Мирочиненко: Само повышение не является основанием для применения мер антимонопольного реагирования. Сначала надо доказать, что рост цен стал следствием злоупотребления доминирующим положением либо сговора, а не объективных причин. Если указанные факты будут доказаны, нарушителей ждут большие штрафы.
Но Служба же выдала предостережение одной из компаний на российском рыбном рынке без расследования.
Анна Мирочиненко: Это один из механизмов воздействия, когда нам не надо доказывать наличие нарушения. Это является как бы напоминанием о себе для того, чтобы компания понимала, что она находится в поле зрения ФАС и мы будем активно пользоваться таким инструментом.
Вы сказали накануне, что санкционный список может быть изменен после мониторинга ФАС. От чего это будет зависеть?
Анна Мирочиненко: Журналисты меня неправильно поняли. Действительно, список может быть пересмотрен в случае критической недостачи какого-либо из этих товаров на рынке либо это может быть вызвано производственной необходимостью. Как это произошло с мальками лосося, необходимость импорта которых сейчас доказывают эксперты. Об этом шла речь на заседании правительства. Но решение о пересмотре списка будет приниматься правительством на основе консолидированной позиции заинтересованных федеральных органов власти. ФАС будет также участвовать в этом процессе.
Сегодня нашим читателям есть о чем волноваться? Таких резких скачков не произошло и пока санкции ответные никак не сказались на ценах на продовольствие?
Анна Мирочиненко: Пока нет, но точные данные будут со дня на день. Но, чтобы этого не произошло, хочу попросить всех читателей "Российской газеты" сообщать в ФАС обо всех случаях резкого повышения цен в тех магазинах, в которых они покупают продукты ежедневно. Мы нуждаемся в этой информации.