19.08.2014 00:04
Культура

Кинофестиваль "Окно в Европу" подвел итоги

Выборг подвел итоги
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №186 (6458)
Среди призов фестиваля "Окно в Европу" самый почетный, президентский, "за вклад в киноискусство" вручен кинорежиссеру Михаилу Калику. Его фильмы "Человек идет за солнцем", "Любить", "До свидания, мальчики!", напоминая о временах оттепели, еще и задают планку, увы, недосягаемую для режиссеров нынешнего российского кино.
Читать на сайте RG.RU

"Золотая ладья" (первый приз по результатам анкетирования зрителей) приплыла в руки многоопытного сценариста, режиссера, рекламщика Ярослава Чеважевского, снявшего "Мама дарагая!". Эта комедия в стиле экшн о борьбе послушного сына с любящей мамочкой за свободу (или хотя бы право самому выбрать невесту), безусловно, зрительское кино. Насыщенная гэгами, с отличным актерским ансамблем (в фильме можно увидеть одну из последних ролей Марины Голуб), пленяет зрителей.

Фестиваль "Окно в Европу" подвел итоги

Фаворитами конкурса стали фильмы "Сын" Арсения Гончукова (главный приз), "На дне" Владимира Котта (специальный приз жюри за "актуальное прочтение классики") и дебют Эллы Омельченко "Пациенты". "Пациенты" получили аж три награды: приз имени Саввы Кулиша "за творческий поиск", приз киноведов и кинокритиков России, спецприз жюри основного конкурса "Осенние премьеры". В этой весьма смешной и неглупой комедии, кстати, не сыскать верности жанру. Стартовав как семейная мелодрама, она продолжается как комедия и завершается как притча. На пару юных супругов - пара умудренных пастырей душ, священник и психоаналитик. Жена предпочитает священника, муж - психоаналитика. Один советует немедленно разводиться, другой - терпеть. Павел Барщак и Марьяна Кирсанова играют не только инфантильных молодоженов. Как ни странно, их семейство, живущее в спорах, элегических раздумьях и супружеских радостях (слава Богу, с этим у них все в порядке), оказывается, единственным героем, который не меняется к финалу. Чего не скажешь об их советчиках... Собственно, непредсказуемость превращений персонажей-резонеров, открытость пути, по которому двигаются герои, и рождают ощущение "нового" кино. Нового не по языку, но по свободе расставания с драматургическими штампами, по нежеланию делать кумира из кого бы то ни было.

Наряду с поиском новых сюжетов, как всегда, полем битвы оказывается классика. О ярком режиссерском дебюте Романа Шаляпина, предложившим свою жесткую, "вневременную" версию романа Достоевского "Бесы", в "РГ" уже шла речь. Что касается Владимира Котта, то его апгрейд пьесы Горького "На дне" определяется отнюдь не тем, что действие перенесено из ночлежки на подмосковную свалку. И даже не тем, что, к примеру, Лука оказывается не стариком, а мальчиком-бродяжкой, а Васька Пепел не убивает Костылева... Собрав блистательный актерский ансамбль с Михаилом Ефремовым, Борисом Каморзиным, Агнией Кузнецовой, Евгенией Добровольской, Котт предлагает, разговор не о свободе выбора человека, а о его отсутствии.

Готовится премьера "антисериала" по роману Достоевского

Единственный герой, благодаря которому хотя бы подобие выбора начинает брезжить, - это мальчик Лука (его играет Семен Трескунов). Именно с ним, а не с Сатиным в фильме связана линия свободного человека. Он в фильме не только "младенец", устами которого глаголет истина, но и единственный герой, способный на деятельную помощь. Именно Лука жертвует собой, бросаясь между Костылевым и Васькой Пеплом.

Вопрос, конечно, в том, останется ли его жертва бесполезной? На первый взгляд, все идет по-прежнему. Костылев с крестом на широкой груди разъезжает на квадроцикле по своим владениям, заставляя работать обитателей свалки. Но последнее, что мы видим - это фрагменты видео с коротенькими рассуждениями Натальи, Василисы, Костылева, записанные на старый мобильник маленьким бродяжкой. Мы слышим их голоса и видим его глазами их неуверенность, мечтательность, слабость, испуг, агрессию... Видим их не монстрами - людьми. И упрямый вопрос, что такое человек и звучит ли он гордо, остается обращенным к каждому из зрителей. И что с того, что Горький задавал его больше века назад?

Прямая речь

Владимир Котт, режиссер фильма "На дне":

Фильм "Виктор" с Жераром Депардье открыл конкурс игрового кино в Выборге

Почему выбрана свалка в качестве места действия? Честно говоря, это попытка перенести действие в открытое пространство, а значит - попытка уйти от театральной постановки в сторону кино. Мой фильм не социальная драма ни в коем случае. Для меня, скорее, это чеховская история про ненужных людей.

Это кино не про бомжей. У нас кино в категории "16+". Не хотелось делать чернуху, хотя соблазн, как понимаете, был огромный. Кстати, реальные бомжи на свалке не живут. Бомжи - это те, кто на улице живет. На больших свалках, как правило, не живут, а работают очень приятные, милые люди.

Почему Лука у меня не старик, а ребенок? Для меня важно было, чтобы среди взрослых людей появился чужой, который начал бы их тормошить, заставил бы говорить их о чем-то настоящем. Я даже думал пригласить Петра Мамонова на роль Луки. Но потом подумал, что старик или взрослый будет человеком из того же, знакомого мира. И я начал искать ребенка. Был вариант мальчика 9 лет, но тогда получилась бы сказка. В итоге нашли 14-летнего Семена Трескунова, он реально глубокий для своего возраста человек. Ему, конечно, непросто было...

Закрытие ХХ Выборгского фестиваля "Окно в Европу"
Наше кино