В сочетании с федеральными и региональными проектами развития целого ряда отраслей экономики, приходом в регион новых крупных игроков, а значит, и групп интересов это причиняет беспокойство отдельным сложившимся "кланам" местных элит, которые опасаются снижения их влияния. В итоге вместо открытой честной дискуссии недовольные по привычке, сформировавшейся за годы противостояния с предыдущими главами Приангарья, пошли по проторенному пути - они вбрасывают в информационное пространство анонимные публикации, грешащие недостоверностью.
Суть таких выступлений сводится к одному: область теряет население и доходы, не демонстрирует убедительного развития - ни экономического, ни социального. При этом за скобками внимания остаются глобальные явления, такие, как "восточный дрейф" населения, конъюнктура мировых рынков, макроэкономические тенденции и другие объективные причинно-следственные связи.
Между тем, в 2013 году из Иркутской области в федеральный бюджет поступило 38,4 миллиарда рублей налогов, в то же время в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в регион было перечислено 17 миллиардов рублей. Таким образом на 1 рубль трансфертов федеральный бюджет получил 2,3 рубля фискальных платежей. По уровню налоговой отдачи регион занял 28 место среди 83 субъектов РФ. Не в последнюю очередь этому способствовало налоговое стимулирование целого ряда отраслей региональной экономики. В частности, налоговые льготы предприятиям нефтяной отрасли позволили добывающим компаниям пересмотреть инвестиционные программы и ускорить разработку месторождений. В результате в 2012 году в регионе был зафиксирован беспрецедентный рост поступлений налога на прибыль.
Правда, в 2013 году Иркутская область столкнулась с резким падением поступлений налога на прибыль организаций. Потери составили 10,8 миллиарда рублей (27 процентов). Однако поступления налога наряду с Иркутской областью сократились еще в 64 регионах страны. Причинами стали замедление темпов экономического развития в стране в целом, неблагоприятная ценовая конъюнктура на мировых рынках, оптимизация налогообложения вертикально-интегрированными структурами за счет создания консолидированных групп налогоплательщиков, отмена федеральных льгот по налогу на имущество в отношении инфраструктурных объектов естественных монополий, в том числе РЖД и "Транснефти".
Утверждения, что налог на прибыль "съели" налоговые преференции, голословны. Ведь система налогового стимулирования как один из механизмов качественного улучшения инвестиционного климата региона действует в Иркутской области с 2008 года. За это время эффект от нее полностью перекрывал сопутствующие налоговые расходы. Так, оценочно, по итогам 2013 года на 1 рубль налоговой льготы в регион было привлечено порядка 15,6 рубля. В общей сложности за 2012 и 2013 годы объем инвестиций в основной капитал на территории Иркутской области достиг 170 миллиардов рублей. Это рабочие места, зарплаты и будущие налоги в бюджеты всех уровней, которые в противном случае просто бы не появились.
Сделав шаги навстречу бизнесу - а это не только налоговые послабления, но и принцип "одного окна" для сопровождения реализации региональных инвестиционных проектов, государственные гарантии, инвестиционный фонд - региональные власти получили платформу для переговоров с крупным бизнесом, в том числе вертикально-интегрированными компаниями, с которыми у иркутских губернаторов отношения всегда складывались непросто. В результате за 2012 и 2013 годы бизнес инвестировал в социальные проекты (поддержка больниц и школ, строительство детских садов и т.п.) в Иркутской области дополнительно 3,5 миллиарда рублей - сверх всех поступлений в бюджеты.
Несмотря на снижение доходов консолидированного бюджета региона, в Иркутской области сохраняют его социальную направленность, уделяя особое внимание наиболее животрепещущим проблемам: сокращению очередей в детские дошкольные учреждения, строительству школ, обеспечению транспортной доступности отдаленных территорий области.
В прошлом году в Иркутской области построено 11 детских садов, в текущем завершено строительство еще девяти. Места в них получили 9780 ребятишек, задача до конца 2014 года - ввести еще не менее 19 тысяч мест в детских садах, сдать в эксплуатацию 35 дошкольных учреждений. А в следующем году такими же темпами начнется строительство школ. Темпы, которые задала Иркутская область, сопоставимы с темпами Москвы, где на разных стадиях строительства находятся 36 дошкольных объектов. По поручению вице-премьера Ольги Голодец Министерство образования и науки РФ и правительство Иркутской области заключили соглашение на получение 899,2 миллиона рублей из федерального бюджета на строительство и реконструкцию детских садов в регионе. Финансовые средства уже поступили в областной бюджет. Не в последнюю очередь это заслуга главы региона Сергея Ерощенко, сумевшего убедить строительные компании сделать возведение детсадов приоритетными проектами.
В 2012 и 2013 годах существенно вырос объем закупок медицинского оборудования за счет бюджета области: если в 2011 году на эти цели было потрачено менее 6 миллионов рублей, то в 2012-м - уже 38, а в 2013-м - 97,3. Регион справился с майскими указами президента: средняя зарплата в бюджетных учреждениях Приангарья за два года выросла с 13 тысяч до 20,9 тысячи рублей. Увеличилась также средняя зарплата и денежные доходы всего населения.
На фоне положительных тенденций хотелось бы сказать вот о чем. Иркутская область неоднократно была ареной противостояния интересов бизнеса, частных предпочтений и даже личной неприязни. В результате сворачивались крупные проекты, регион терял инвестиции, от кадровой чехарды во властных коридорах и неизменном при этом параличе принятия решений страдал бизнес. Может, хватит повторять ошибки, сдерживающие развитие региона? Сегодня в силу различных причин обостряется межрегиональная конкуренция за внимание и финансирование со стороны федерального центра. Регион как никогда нуждается в консолидации элит, в их способности договариваться с оппонентами ради общих целей.