Больше всего Лена не любит вставать в первую смену. В 3 - подъем. В пять надо выводить автобус на линию. Хорошо хоть график через неделю меняется. Но и во вторую смену сейчас не легче. Жара в Минске такая, что водители падают в обморок. Кондиционера на многих автобусах нет. Полежат на травке и снова в путь. Что тут говорить о хрупкой девушке!
- Нам в дорогу дают бутылку минеральной воды, - говорит мне Лена возле диспетчерской. - Пощупайте, теплая.
Мы встретились с Леной в 4-м автобусном парке. Ряды чистых автобусов. Все - "МАЗы". Огромная асфальтированная площадь. Лена побежала к врачу. А иначе на маршрут не выпустят. Показался автобус с буквой "У" и двумя кабинами.
- Это мой учитель Михалыч. Давай поздороваемся! - предложила Лена.
Михалыч распахнул двери.
- Леночка моя лучшая ученица, - говорит инструктор Василий Михайлович Примаков. - Она из семьи автомобилистов. Схватывает все на лету.
Дед Елены Будай крутил баранку до самого Берлина. Отец сначала был дальнобойщиком, сейчас работает на тяжелом самосвале. Даже сестра водит автокар на предприятии.
- А мама?
- Мама повар. Она всех нас кормит, - говорит Лена.
Лена занималась бальными танцами, а после школы родители определили ее на курсы бухгалтеров.
- Никаких баранок! - строго сказал отец Алексей Иванович. - У женщины должна быть женская специальность!
Но Лена папу не послушала. Тайком записалась на водительские курсы. Сначала устроилась на троллейбус. Для девушек это проще. А потом перешла на автобус. Папа не мог поверить.
- Ругал меня, когда узнал, - вспоминает Лена. - А потом отошел. Теперь коллегой называет.
Мы заболтались, а пассажиры не ждут! Изящная Лена, по случаю жары одетая в мини-шортики и маечку, напялила технические перчатки и стала заправлять солярой 220-литровый бак. Потом отметка в путевом листе и - на линию. Я сел рядом на технический ящик. Вроде как ученик. Возить пассажиров нам предстояло от Уручье-2 до деревни Колодищи. В карточке отмечено 8 кругов. Домой Лена попадет далеко за полночь.
- Хорошо дочку в пионерлагерь отправила, - говорит Лена. - А то придешь со смены и борщ варишь. А ноги-то отваливаются...
Тронулись. Пока пассажиров мало. Но стоило подъехать к метро, как салон вмиг набился. И тут началась адова работа. Оказалось, маршрут работает без кондуктора. Через маленькое окошечко лес рук с мятыми тысячами белорусских рублей. Отсчитывает сдачу, которой, как всегда, нет. И так с каждым из сотни пассажиров. Какое уж тут расписание!
Деточка! Я буду должна еще 50 тысяч! - тоненьким голоском чуть не плачет бабушка. - Кошелек дома забыла. Вот возьми! И чека не надо!
- Успокойтесь, бабушка. Езжайте так.
- А много зайцев? - спрашиваю Лену.
- Здесь еще ничего. А когда до Колодищ доедем, там их просто заповедник непуганый. Самое противное, что я работаю без кондуктора. Из-за этого часто опаздываю. Открываю все двери, чтобы ускорить высадку-посадку. Вот они, милые, и лезут.
- А штрафы?
- С них как с гуся вода. А вот с меня 150 долларов снимут, если ревизоры поймают зайца. При зарплате 500 долларов это более чем существенно. Но опаздывать нельзя. Пассажиры ждут. Был бы кондуктор - красота! И на жару плевать. Вот без кондуктора - это опоздания и нервотрепка сплошная!
Придут, бывает, ревизоры. Поймают "зайца", а он на "голубом глазу": "Я деньги водителю передал! С водителя спрашивайте! Я ни при чем!". Гадко подставлять водителя. А красивую блондинку гаже вдвойне!
А между тем было три часа дня. Самое пекло. Без кондиционера я чувствовал себя как карась в духовке. Лена - девушка привычная. Она то и дело закрывала свою форточку. Ветер, понимаешь ли, разрушал ее праздничную прическу, наведенную для фотосъемки. А что было в салоне, я и представить себе не мог!
- Лен, а как муж смотрит на твою профессию?
- Да нет у меня мужа.
- Не выдержал? Ушел?
- Сама выгнала. Когда еще на троллейбусе работала. Он целыми днями на диване лежал. Что толку от такого?
- А претенденты имеются?
- Нет настоящих претендентов. В парке, конечно, ухаживают. Шоколадки дарят. Даже матом не ругаются, когда я появляюсь. Но не лежит сердце. Вот не встретила еще того самого. Дарья спрашивает: "Мама, когда мы нового папу найдем?" Что ей ответить?
Конечная. Я кинулся в магазин, чтобы купить холодненькой минералки. Себе и Лене. На обратном пути встречные водители махали Лене рукой. Продавец фруктов занес в кабину на остановке целую кепку слив:
- Это тебе, Елена Прекрасная!
Видно, что стройная блондинка за рулем автобуса "МАЗ" вызывает повышенный интерес и у водителей, и у пешеходов. А целый взвод курсантов как прилип к перегородке, так и не отходил до самого училища. Мешал продавать билеты. Любовался.
- Тут недавно драка из-за меня произошла. Прямо в салоне. Подвыпивший парень завязал со мной беседу. А другие парни решили, что он меня обижает. Я остановила машину и по громкой связи на них прикрикнула. Вмиг успокоились. Прощения просили, - рассказывает Елена.
- Лена, о чем ты мечтаешь? Что хочешь от жизни?
- Конечно, хочу счастья для Дашутки.
- А еще?
- Мечтаю купить машину. Джип. Старый, но надежный. Правда, стоят они дорого. Если на дальнобойщика пойду, там другие зарплаты. И работа поинтереснее. Ездить в Европу, мир смотреть. Как папа.
- А еще?
- Еще, конечно, хочу найти хорошего мужа. И отца для Дашутки. Без любимого тяжело.
Минск украшают не только дома из камня и стали. Минск украшают люди. Ездит коренная минчанка Елена Будай по 343-му маршруту и мечтает о простом женском счастье. С ее внешностью можно работать моделью и не вылезать из-за границ. А она упрямо:
- Осторожно, двери закрываются! Следующая остановка Уручье-2, конечная.
Счастливого пути тебе, Лена!