По сути социальный статус правительственных чиновников получат и сотрудники аппарата Верховного суда России. Согласно указу, федеральным государственным служащим аппарата высокой инстанции положен такой же соцпакет, как и сотрудникам аппарата правительства страны.
Экономить на высшем суде нельзя. Поэтому правительство страны, планируя бюджет, должно согласовывать с Верховным судом предполагаемые расходы на его содержание. Это значит, что урезать судейский бюджет вопреки мнению судей нельзя. Чтобы суд чувствовал себя независимо, он не должен быть стеснен в средствах. И у чиновников нет прав резать судейский бюджет только из-за того, что какое-то решение им не понравилось. Напомним, что 6 августа начал работу объединенный Верховный суд России.
Он объединил Верховный и Высший арбитражный суды. В связи с реформой потребовалось уточнить и некоторые хозяйственные вопросы. Прежний указ президента на подобную тему был подписан 18 лет назад и касался двух высших судов. Сейчас остался только один из них, соответственно, потребовался новый указ.
Помимо прочего, Управлению делами президента поручено взять на себя обеспечение "в установленном порядке" жилыми помещениями судей и сотрудников Верховного суда России - от его председателя до судей и служащих аппарата. Решать другие социальные вопросы, связанные, например, с лечением или санаторно-курортным отдыхом, будет также управление делами главы государства. Так что обеспечиваться Верховный суд страны будет на высоком уровне.
Наверное, надо пояснить, что по закону Верховный суд России финансируется отдельной строкой. А общее финансирование судебной системы идет по другой статье, и за обеспечение хозяйственной жизни обычных судов отвечает Судебный департамент при Верховном суде России. Здесь тоже высокие требования: сокращать расходы на судебную систему в целом без согласования с судейским сообществом запрещено. С социальными гарантиями для судей по всей стране особых проблем нет. Но судейское сообщество уже несколько лет пытается добиться, чтобы повысился статус и работников аппаратов судов. Совет судей даже разработал специальный законопроект, который вводит новый вид госслужбы - судебная служба. Предполагается, что статусом судебных служащих наделят работников аппаратов судов, которые благодаря этому получат дополнительные социальные гарантии. Сейчас документ отправлен на обсуждение в советы судей в регионах. А Судебный департамент должен обобщить до 1 октября поступившие предложения.
Что же касается собственно объединения высших судов, то у юристов-практиков были некоторые вопросы и опасения, например, что будет с электронной базой арбитражных судов? Не прикажет ли электронное правосудие долго жить? Первые дни работы объединенного Верховного суда России показали, что опасения не сбылись. Система действует, найти ее можно по старому адресу. Более того, ссылка на нее появилась на официальном сайте Верховного суда России.
Еще один вопрос был связан с тем, по каким процедурам будут судить экономические дела. Теперь есть ответ: все осталось по-прежнему. Арбитражные суды, как и раньше, используют Арбитражный процессуальный кодекс. Требования к документам, направляемым в Судебную коллегию Верховного суда России по экономическим спорам, также прописаны в недавних поправках в Арбитражный процессуальный кодекс. При этом жалобы могут подаваться туда и в электронной форме.
По словам правоведов, в перспективе может быть принят единый Гражданский процессуальный кодекс, где будут отдельно прописаны процедуры рассмотрения экономических, гражданских и административных споров. Под последними подразумеваются споры человека с государственными организациями. Правда, по словам экспертов, работа над таким законом может занять несколько лет. Но здесь торопиться не стоит: есть немало важных моментов, которые юристам надо тщательно обсудить.