"У президента США осталось мало друзей, будь то в его партии или в СМИ, - констатирует обозреватель телеканала Fox News Говард Курт. - Больше всего поражает растущее ощущение того, что Обама не способен реагировать на ситуацию, ему не нравится политика, он не вовлечен в процесс". Телеканал цитирует несколько конгрессменов-демократов, утверждающих, что "отношений с Обамой у них практически нет" и они привыкли, что "президент держится сам по себе".
В воскресенье Обама вернулся в Вашингтон после самого длинного за годы у власти летнего отпуска с семьей на живописном острове Мартас-Винъярд (штат Массачусетс). Но так уж совпало, что минувшие две недели выдались неспокойными: тут и массовые беспорядки в Фергюсоне, и жестокая казнь американского журналиста Джеймса Фоули боевиками-исламистами, и кризисные ситуации в мире, включая Ирак, сектор Газа, Сирию, Украину. "Летний отпуск Обамы стал смесью гольфа, мировых кризисов, гольфа, кризисов внутри страны, гольфа, времени на пляже, ну и дальше в том же духе", - отмечает газета Washington Post, посчитавшая, что за 15 дней отпуска чаще всего президент предавался любимому увлечению - девять раз играл в гольф, а также загорал на пляже, катался на велосипеде, любовался фейерверками. В то время как, несмотря на все неурядицы на внутренней и мировой арене, в первую очередь, приковавшие внимание всей страны беспорядки в Фергюсоне, он обращался к согражданам лишь три раза.
Такой уровень вовлеченности главы государства очень многим показался недостаточным, равно как и заметное равнодушие к этим проблемам. Масла в огонь добавили многочисленные кадры с хозяином Белого дома, беззаботно проводившем время на площадках для гольфа.
Обозреватель Washington Post Морин Дауд в своей колонке сравнила пристрастие Обамы к гольфу с "неестественной одержимостью" и высмеяла президента, написав от его имени гольф-обращение к нации (The Golf Adress): "Отцы-основатели согласились, что все люди равны в праве проводить на зеленом газоне с лунками столько времени, сколько возможно, даже когда это выглядит неуместным, например, через несколько минут после скорбного выступления перед СМИ об обезглавленном Джеймсе Фоули. Я знаю, что репортеры не успели задать вопросы, но мне пора было брать клюшку… Ирак, Афганистан, Фергюсон - в мире происходит много всего… От сообщений о боевиках-исламистах у меня каждый раз появляется семь новых седых волос, но мои прикольные кепки для гольфа скрывают их".
Случай с игрой в гольф после выступления о казни Фоули вызвал у многих комментаторов такое раздражение, что в Белом доме сочли нужным вступиться за президента: "Спорт и досуг - это способ расслабиться и прояснить голову".
Не меньше вопросов вызвала и реакция Обамы на события в Фергюсоне, имеющие выраженный расовый подтекст. Жителей, вышедших в знак протеста на улицы города после убийства чернокожего подростка патрульным, полиция "угощала" резиновыми пулями, слезоточивым газом, дымовыми шашками. Афроамериканцы, являющиеся важным компонентом электората Обамы, с надеждой ждали, что президент поможет справедливому расследованию инцидента и снижению накала страстей. Не дождались. Тот ограничился общими призывами к взаимопониманию. Один из телекомментаторов заметил: "В начале сентября президент собирается с визитом в Эстонию. А вот посетить охваченный хаосом Фергюсон у него времени не нашлось".
Ощущаемое американцами безразличие Обамы - сильнейший удар по самым основам его имиджа. Ведь переизбираясь в 2012 году Обама строил свою кампанию на том, что, в отличие от состоятельного Митта Ромни, близок к рядовым горожанам, заботится о них, является "своим парнем", и тогда в это его качество, по опросам, поверили 81 процент американцев. Сегодня, согласно исследованию Gallup, на вопрос: "Понимает ли президент проблемы граждан?", утвердительно отвечают меньше половины.
Результат очевиден. Показатели популярности президента уже несколько месяцев стагнируют на рекордно низком для него уровне около 40 процентов. А на носу осенние промежуточные выборы в конгресс, на которых самое страшное для его однопартийцев-демократов - уступить большинство в сенате республиканцам.
Не секрет, что хозяин Белого дома не нашел общего языка с оппонентами на Капитолийском холме и часто винил их в неудачах на пути предлагавшихся им реформ. Раньше было заметно, что потеря сената стала бы катастрофой и для самого Обамы, поскольку обе палаты перешли бы под контроль республиканцев, сделав его на последние два года "хромой уткой". Но теперь президент равнодушен и похоже теряет контакт даже со своими однопартийцами.
А ведь промежуточные выборы традиционно являются своего рода вотумом доверия политике администрации, поэтому низкая поддержка среди населения чревата для демократической партии. И, не наблюдая пыла в работе Обамы, все большая часть либеральной элиты пытается дистанцироваться от него и ассоциирующихся с ним неудач.
Например, недавно жестко "проехалась" по промахам президента на мировой арене даже его бывшая госсекретарь Хиллари Клинтон - тяжеловес демократического истеблишмента и пока самый вероятный кандидаты на выборы-2016.
Если говорить о внешней политике президента, то, за исключением самой администрации, ее сегодня активно не поддерживает практически никто. Его курс на мировой арене все больше критикуют республиканцы, демократы, консервативные и либеральные СМИ и эксперты, а также, согласно последнему опросу AP, более 55 процентов граждан.
Барак Обама