Константин Угрюмов, президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов:
Накопительная пенсия единственный, не имеющий альтернатив инструмент защиты от радикального снижения уровня пенсионного обеспечения, позволяющий постепенно вывести пенсионную систему на бездефицитность. Причем так считают не только представители негосударственных пенсионных фондов, но и другие представители финансового рынка. В частности, с нами солидарны Национальная ассоциация участников фондового рынка, Национальная лига управляющих, Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев. Мы подготовили совместное письмо президенту с просьбой провести дополнительное обсуждение судьбы накопительной пенсии с участием органов исполнительной власти, представителей экспертного и научного сообщества, а также широкой общественности. Мы считаем предложения по ликвидации накопительного компонента неконструктивными.
Более половины занятых в экономике россиян, почти 28 миллионов человек, сделали добровольный выбор в пользу накопительной пенсии. Кроме того, в рамках программы софинансирования средств пенсионных накоплений почти 16 миллионов россиян внесли порядка 30 миллиардов рублей, около половины из них только за 2013 год.
Ликвидация накопительного компонента - это лишение российской экономики единственного внутреннего источника "длинных" денег, что особенно критично в условиях ограничения доступа к внешнему финансированию и снижения объема иностранных инвестиций. Прекращение притока пенсионных накоплений на рынок облигаций ставит под вопрос программу государственных заимствований на внутреннем рынке, предполагающую размещение облигаций федерального займа более чем на 3 триллиона рублей в 2015 - 2017 годах, а также программ финансирования российских компаний. В последние годы были предприняты значительные усилия по развитию частных пенсионных институтов как долгосрочных инвесторов. В 2013 году был создан мегарегулятор в лице Банка России, под эгидой которого формируется система страхования пенсионных накоплений. Она находится в завершающей стадии и начнет работу с 1 января 2015 года. К этому сроку 96 процентов НПФ станут акционерными обществами. 98 процентов застрахованных лиц с 99 процентами пенсионных накоплений будут защищены.
Успех развития российского финансового рынка как международного финансового центра подразумевает развитие индустрии НПФ и в значительной степени зависит от нее. Снижение роли НПФ ведет к зависимости российской экономики от государственного финансирования, от внешних рынков и отношения иностранных инвесторов к российским компаниям.
Уникальность роли института НПФ как долгосрочного инвестора заключается не только в долгосрочном инвестиционном горизонте, но и в постоянном получении им платежей для формирования пенсий. НПФ способны "держать" ценные бумаги, а получая платежи, инвестировать даже тогда, когда остальные инвесторы предпочитают этого не делать. Благодаря этому НПФ способствуют стабилизации финансового рынка, снижая его волатильность и риски для всех его участников.
Еще хотелось бы отметить некорректность низкой оценки эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений в НПФ, приводимой в качестве аргумента для изъятия за 2015 год: по итогам 2013 года ВЭБ показал доходность 6,71 процента, а средняя начисленная на счета клиентов доходность НПФ находится на уровне 6,85 процента при инфляции 6,47 процента. С 2005 по 2013 годы НПФ показали результат управления пенсионными накоплениями в 1,2 - 1,4 раза превышающий инфляцию. А реформа 2013 года, предусматривающая гарантирование сохранности пенсионных накоплений и расширяющая инвестиционный горизонт НПФ до 5 лет, позволяет им добиться в будущем большей доходности, чем в предыдущие годы.
Давид Кришталь, заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР):
Фото: Николай Дудукин/ Photoxpress.
Созданная накопительная система не оправдывает ожиданий ни государства, ни граждан. ФНПР еще на стадии ее проектирования, в начале двухтысячных годов, была против внедрения накопительного элемента в пенсионную систему. Никто не спорит о том, что она должна формировать "длинные деньги", инвестировать их в экономику, способствовать развитию у населения здорового интереса к накоплению средств на свою защиту в старости через эффективный, честно оплачиваемый труд и выведение доходов граждан из "тени". Но на деле у нас так не получается.
Ожидаемого интереса у большинства работающих россиян к формированию своего пенсионного завтра не наблюдается. Часть людей действительно "проголосовали ногами", но большинство застрахованных по-прежнему "хранят молчание" и не стремятся перевести свои пенсионные накопления в НПФ или управляющие компании.
Ожидаемый консерватизм при продвижении системы не только не был преодолен, но и получил развитие. Финансово-экономический блок так и не создал эффективных механизмов инвестирования средств и надежную систему их защиты, нормативная база недоработана, взаимоотношения солидарной и накопительной составляющих государственного обязательного пенсионного страхования практически не урегулированы.
Мы считаем, что накопительная составляющая должна быть исключена из структуры государственного обязательного пенсионного страхования, тарифы отчисления страховых взносов восстановлены в объемах, гарантирующих выполнение обязательств по пенсионному обеспечению в солидарной страховой системе согласно рекомендациям МОТ, не менее 40% утраченного по старости заработка. Подчеркиваем: из государственного обязательного пенсионного страхования, а не из природы пенсионного обеспечения вообще. На наш взгляд, это пойдет на пользу не только солидарной части пенсионного обеспечения, но и накопительной. Сегодня очевидно, что "легкие" деньги не способствовали развитию самих НПФ.
В российской модели мы получили крайне слабую в социальном и финансовом отношениях солидарную составляющую и непредсказуемую накопительную. Дальше так продолжаться не может и не должно. Вот почему мы постоянно и все настойчивее требуем убрать накопительную составляющую из государственной солидарной обязательной пенсионной системы. Предлагаем власти создать необходимые условия развития как обязательного пенсионного страхования работающих граждан на подлинно страховых основах, так и системы добровольного пенсионирования через негосударственные пенсионные фонды. Безусловно, все, что накоплено людьми, должно быть для них сохранено, капитализировано и включено в пенсионный капитал либо выплачено единовременно хотя бы по номиналу. Необходимо впредь избегать таких схем, где интересы одной группы пенсионеров могут быть противопоставлены другой или закладывается межпоколенческий конфликт. Практика показала, что скороспелые попытки создавать новые пенсионные схемы внутри действующих и тем более с прицелом заменить действующие приводят к серьезной дестабилизации как финансового положения пенсионной системы в целом, так и материального положения пенсионеров. Напротив, накопительные системы, построенные на принципах добровольности, осмысленного участия в них работников и работодателей, чьи взаимоотношения должны быть оговорены различными договорами, защищены законами, способны быть очень полезными для развития экономики и социальной сферы.