01.09.2014 00:09
Культура

В Венеции показали фильм Зайдля о подвалах человеческих натур

Венецианский фестиваль о подвалах человеческих натур
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №197 (6469)
После яркого старта - драмы Алехандро Гонсалеса Иньярриту "Бёрдмен" - 71-й Венецианский кинофестиваль по традиции слегка притих, отделываясь полуудачами именитых мастеров и уже привычным и потому негромким эпатажем, - собирает силы для финального крещендо.
Читать на сайте RG.RU

Показали уже потраченную временем новинку - еще одну полную версию "Нимфоманки" Ларса фон Триера (боящийся самолетов режиссер все же прибыл на берега лагуны). Полную ароматов картину Ларри Кларка "Наш запах" (о ней в свое время). Из последних премьер - "дорожная драма" с уклоном в "истерн" (восточный вариант вестерна) "Вдали от людей", которую Дэвид Оелхоффен снял по новелле Альбера Камю "L'Hôte" - в переводе есть двойной, даже взаимоисключающий смысл: "гость" и "хозяин", что во многом и обусловливает смысл взаимоотношений двух персонажей.

Фильм Кончаловского поборется за "Золотого льва" Венеции

Действие разворачивается в 1954-м, в годы алжирского кризиса, оставившего во французском сознании глубокий шрам. Школьному учителю Дару выпадает миссия доставить в полицейский участок в Тинквите араба, убившего кузена из-за горсти зерна. Дорогая дальняя, лежит через скалисто-песчаное безлюдье, и с самого начала ясно, что предстоит история сближения двух категорически разных судеб. На эти роли режиссер пригласил хороших актеров Вигго Мортенсена ("Властелин колец", "Оправданная жестокость") и Реду Хатеба ("Пророк"). Но у новеллы и фильма возникли свои, тоже взаимоисключающие векторы. Если великий абсурдист Камю исследует вполне философские категории, связанные со свободой и несвободой выбора, и герои постоянно перед дилеммой, которая кажется неразрешимой, то Оелхоффен боится , что зритель от напряженной мыслительной работы заскучает, и переводит сюжет в разряд вышеупомянутого истерна с кровавыми стычками и перестрелками - стандартного ада в формате долби, из которого два героя чудом выходят без царапин. Хорошие актеры усердно озираются, изображая затравленность в вакууме, что переводит картину в стилистику малобюджетного телефильма. А необходимая напряженность так и не возникает: от набора жанровых клише становится и впрямь скучно. Саспенс интеллектуальный заменен попыткой создать саспенс действия, и оба погасили друг друга. Из зала многие уходили, но оставшиеся приняли картину теплее, чем я мог ожидать.

Картины Венецианского кинофестиваля можно будет посмотреть онлайн

В прошлом году Мостра увенчала "Золотым львом" единственный в конкурсе документальный фильм о Римской кольцевой дороге. Воодушевленный этим спорным успехом фестиваль теперь включил в программу сразу несколько документальных картин, и среди них - новый опус от Ульриха Зайдля "В подвале". Венеция уже показывала вторую часть его "райской" трилогии "Вера", и был изрядный шум - клерикальные круги заявляли протест. Теперь от Зайдля все ждали вожделенного скандала, без каких фестиваль не фестиваль, и его получили - но весьма вялый и хилый. Это работает известный тезис Ильфа-Петрова о том, что невозможно "играть быстро, как только возможно, и все-таки еще быстрее", - потом наступает отключка.

Вернувшись к документальному исследованию жизни, Зайдль решил узнать, что творится в подвалах благопристойных австрийских домов. Его занимали не коллекции пивных банок или старых велосипедов, какими гордятся обыватели, а тайные страсти, которые реализуются в тишине подвалов. Интересовали, по его выражению, бездны человеческих проявлений.

Нас ведут в эти подвалы, где добропорядочные, на взгляд, бюргеры делятся с нами темными инстинктами, которые они выпускают на волю там, вдали от посторонних глаз. И вот благополучная семейная пара Дучек, спускаясь в подвал, перевоплощается  в хряка и его хозяйку, которая заставляет своего раба вылизывать полы и унитазы. И вот милейшая фрау Сабина с помощью полуодетого партнера предается садомазохистским утехам. И вот герр Окс собирает компанию друзей в подвале, богато декорированном портретами фюрера и нацистской символикой. И вот 70-летний герр Ланг устраивает под домом гибрид тира с оперным залом, наслаждаясь звучанием собственного тенора под аккомпанемент гулких выстрелов.

Венецианский фестиваль откроется фильмом Иньярриту

Еще работая над фильмом "Собачьи дни", Зайдль обратил внимание на то, что обитатели венского пригорода больше времени проводят в подвалах, чем в жилых комнатах. Комнаты - это для посторонних, а свое, сокровенное и настоящее, высвобождается там, под землей. А там подоспело и раскрытие преступлений педофила, который для утоления своих темных инстинктов годами держал в подвале десятилетнюю Наташу Кампуш. И некоего папаши, 24 года насиловавшего в подвале собственную дочь. Актуальная тема требовала расследования, - решил режиссер и углубился в потемки человеческих душ.
Любое кино - обобщение. Собранная Зайдлем кунсткамера бросает зловещую тень на все человеческое сообщество, она как бы подтверждает главный тезис новейшего кинематографа: люди по природе грязны, похотливы и жестоки. Этот тезис полемичен архаике "старого кино" с его упорной верой в то, что "человек звучит гордо". И одновременно переворачивает вверх дном все традиции мирового искусства, которое веками позиционировало себя как способ "чувства добрые пробуждать". Фильм еще раз ткнул человечество носом в его отходы, собранное режиссером человечество с удивительной откровенностью согласилось их продемонстрировать на камеру, и - что? Утолено наше любопытство: кино здесь выполнило ту же сомнительную роль, какую выбрала для себя "желтая пресса" - потешить пикантными фактами воображение того же обывателя. Возможно, распалить это воображение, подать скучающим свеженькую идею. Зайдль - большой художник, но в своем исследовании человеческой породы и смысла жизни он забрел в такие экзотические дебри, какие не скажут о человеке ничего особо сущностного, зато исправно ответят  классическому зову толпы: "Давай подробности!".

Мне всегда казалось, что кино как искусство способно на большее.

Сказано в Венеции

Ульрих Зайдль: Это достаточно просто - найти нормальное, банальное, безобидное. Многие будут счастливы показать вам свои фитнес-центры, мастерские и коллекции игрушечных паровозиков в подвале. Но я искал бездны - а как найдешь людей, которым есть что скрывать? После недель поисков (мы стучали в одну дверь за другой) результаты так обескураживали, что мы уже нацелились снимать подпольные тиры и все такое. И только через полгода приступили к съемкам, причем по их ходу добавлялись все новые объекты - наверное, эта тема неисчерпаема. Для австрийцев подвал имеет значение, возможно, незнакомое в других странах. Здесь, внизу, они делают что хотят. Дают волю своим желаниям, инстинктам, хобби, маниям, страстям. Это для многих - место, где проявляется их бессознательное. Место тайных преступлений, насилия, жестокости и пыток.

Мировое кино