02.09.2014 00:00

Безопасность полетов требует модернизации системы управления авиацией

Безопасность полетов требует совершенствования системы управления гражданской авиацией
Текст:  Владимир Тасун (президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (РосАЭВТ))
Российская газета - Федеральный выпуск: №198 (6470)
Читать на сайте RG.RU

На протяжении года в российском авиационном сообществе ведется серьезный разговор о необходимости совершенствования государственной системы обеспечения безопасности полетов. Проведен ряд знаковых мероприятий на эту тему: "круглый стол" Союза транспортников России "О государственной политике в области обеспечения безопасности полетов", заседание Комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), конференция Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) "Безопасность авиатранспортного комплекса", заседание Общественной палаты РФ с повесткой "Состояние безопасности полетов в гражданской авиации".

Авиационные специалисты страны практически едины в своем мнении: назрела необходимость в реорганизации государственной системы управления гражданской авиацией для соответствия современным требованиям обеспечения безопасности полетов. Эта необходимость связана и с "внутренними" требованиями дальнейшего развития российского воздушного транспорта, и с реализацией 19-го приложения к Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации "Управление безопасностью полетов", и с предстоящей в ноябре этого года проверкой ИКАО состояния государственной системы безопасности полетов в нашей стране.

В последние годы акцент в деятельности мировой гражданской авиации сдвинулся от технических параметров и "человеческого фактора" в сторону организационно-структурных и управленческих методов обеспечения безопасности полетов. Безотказное воздушное сообщение становится главным приоритетом и основной ответственностью государственных органов, регулирующих деятельность гражданской авиации. Не случайно в ходе реорганизации в 2002-2004 гг. Объединенная европейская авиационная администрация (JAA) была преобразована в Европейское агентство по безопасности полетов (EASA), а главным приоритетом деятельности основного авиационного органа США - Федеральной авиационной администрации (FAA) - стало именно обеспечение безопасности полетов. Российская и американская системы управления гражданской авиацией внешне весьма схожи. И это вполне логично: обе страны имеют федеративное устройство, обладают значительной по размеру территорией, характеризуются схожими демографическими параметрами, работают в условиях рыночной экономики.

Росавиация может стать единым полномочным федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации

Результатом проведенной в России в 2004 году административной реформы стала система управления гражданской авиацией, включающая в себя соответствующий департамент министерства транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) и авиационное управление надзорного органа - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Такая структура действительно похожа на американскую, состоящую из министерства транспорта (DoT), Федеральной авиационной администрации (FAA) и органа по расследованию авиационных происшествий (NTSB). Однако, в России сохранился ряд "исторических" отличий, возникших в ходе поистине драматического перехода от советского административно-хозяйственного уклада к рыночной экономике капиталистического типа. Понятно, что каждая страна имеет свои особенности, что отражается и в структуре системы государственного управления. Однако, и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО), и элементарный здравый смысл говорят о том, что определенные функциональные связи должны обеспечиваться вне зависимости от того, как структурно организовано государственное управление такой сложной отраслью, как гражданская авиация. Вся история развития общества свидетельствует о том, что система госуправления скорее всего не очень эффективна, если ее отдельные элементы, например, проверяют сами себя или выполняют поставленные задачи, не имея на это необходимых полномочий или ресурсов. И не важно, было ли это в Древнем Китае, наполеоновской Франции или в современной России.

Сравнение систем управления гражданской авиацией России и США представляется вполне уместным. США такая же великая авиационная держава, как и Россия, демонстрирует впечатляющие результаты деятельности в области гражданской авиации - как по объему, так и по качеству. Более того, на протяжении всей столетней истории авиаторы России и США с уважением заимствовали друг у друга все то лучшее, что могла предложить каждая из стран.

Ространснадзор установит видеорегистраторы в кабинах самолетов

Министерство транспорта США отвечает за исполнение всех "экономических" функций в области воздушного транспорта. Миссия министерства: "служить стране, гарантируя работу быстрого, безопасного, эффективного, доступного и удобного транспорта, удовлетворяющего жизненным национальным интересам и повышающего уровень жизни населения сегодня и в будущем".

Российское министерство транспорта отвечает за формирование политики в области воздушного транспорта, но делегировало большинство "экономических" полномочий и оказание государственных услуг в Росавиации и Ространснадзоре.

В сравнении с американской NTSB российский Ространснадзор выполняет значительно большее число функций. Например, осуществляет надзор за соблюдением законодательства РФ о гражданской авиации авиационными предприятиями и организациями, юридическими и физическими лицами, выполняющими и обеспечивающими воздушные перевозки, авиационные работы и услуги. Также осуществляет надзор за соблюдением действующих норм и правил, ведет мониторинг состояния безопасности полетов в гражданской авиации, в сфере организации использования российского воздушного пространства, аэронавигационного обслуживая. Ространснадзор, кроме этого, оказывает целый ряд государственных услуг по лицензированию транспортной деятельности и организаций технического обслуживания и ремонта авиационной техники.

Однако, Ространснадзор не проводит расследований авиационных происшествий - главной и, по сути, единственной задачи своих американских коллег. Функции расследования авиационных происшествий в России "исторически" разделены и делегированы другим ведомствам: инциденты расследует Росавиация, а авиационные происшествия - межгосударственный авиационный комитет (МАК).

Официальная миссия NTSB - "независимо "продвигать" безопасность на транспорте" (Independently Advancing Transportation Safety). Более понятным языком: единственная цель NTSB - определение вероятных причин авиационных происшествий. Ведомство в полном объеме производит расследование катастроф и авиационных происшествий. По результатам расследований разрабатываются рекомендации, которые направляются для реализации в FAA и производителям авиационной техники. Внедрение этих рекомендаций в практику призвано предотвращать в будущем подобные происшествия.

Авиадебоширам не будут продавать билеты на самолет

Кроме того, NTSВ ведет собственные исследования, направленные на повышение безопасности на транспорте. Важной функцией этого ведомства также является координация выделения ресурсов федерального правительства для помощи пострадавшим в транспортных происшествиях. Так как NTSB занимается исключительно расследованием происшествий на транспорте, штат ведомства небольшой: примерно 400 сотрудников, размещенных в штаб-квартире в Вашингтоне и трех региональных отделениях.

Независимость расследований гарантируется тем, что NTSB не подчиняется министерству транспорта, а действует на основании мандата Конгресса США, и напрямую отвечает за свою деятельность перед президентом страны. В этом состоит еще одно принципиальное отличие NTSB от российского Ространснадзора, которая входит в структуру министерства транспорта.

Американская Федеральная авиационная администрация (FAA) является полномочным органом гражданской авиации страны и отвечает исключительно за обеспечение безопасности полетов. В практическом смысле это работы по сертификации авиационной техники, авиакомпаний, учебных заведений гражданской авиации, наблюдение за операционной деятельностью коммерческих авиакомпаний и других эксплуатантов авиационной техники. Основной рабочей силой FAA, ее "золотым" фондом являются инспекторы FAA, которые проверяют на соответствие требованиям все субъекты воздушного транспорта. Число инспекторов достигает 4000 человек. Требования к их квалификации очень высокие: все они обладают большим опытом реальной летной работы и должным образом подготовлены для выполнения инспекционных программ.

Российское Федеральное агентство воздушного транспорта выполняет большое число функций по регулированию деятельности гражданской авиации и предоставлению государственных услуг в этой сфере, однако, не обладает всей полнотой власти в области обеспечения безопасности полетов, и как следствие, не может нести полную ответственность за состояние дел в этой области.

Особую часть деятельности Росавиации составляют учебные заведения гражданской авиации, которые организационно входят в его структуру. Это классическая ситуация, когда ведомство само сертифицирует учебные заведения, финансирует, организует их работу, проверяет качество их деятельности.

Охрана аэропортов может получить оружие до конца года

Концентрация функций создания и поддержания государственной системы обеспечения безопасности полетов в едином полномочном органе гражданской авиации является насущной необходимостью. Освобождение Росавиации от ненужных "экономических" функций, которые могут быть сосредоточены в министерстве транспорта, позволило бы сформировать на базе Росавиации единый полномочный федеральный орган исполнительной власти в области гражданской авиации, поручив ему представлять Россию в этой сфере. Такое агентство могло бы со всей полнотой отвечать за разработку и реализацию государственной программы безопасности полетов.

Вторым важнейшим элементом реорганизации системы государственного управления безопасностью полетов должна бы стать консолидация на базе Ространснадзора функций организации и проведения расследований авиационных происшествий, анализа результатов расследований и выработки соответствующих рекомендаций для всех субъектов авиационно-транспортной отрасли.

При этом необходимо отметить, что данные действия соответствуют требованиям ИКАО, в соответствии с которыми государство эксплуатанта принимает законы, позволяющие регулировать деятельность гражданской авиации, и обеспечивает их выполнение через посредство ведомства гражданской авиации (ВГА), созданного для этой цели. Законодательство наделяет полномочный орган правом выполнять обязанности государства по осуществлению контроля. Законодательство предусматривает подготовку правил, проведение сертификации и осуществление постоянного надзора за деятельностью эксплуатантов и устранение выявленных полномочным органом проблем в области безопасности полетов.

Проведение такой "тонкой настройки" системы управления гражданской авиацией позволило бы без масштабных реорганизаций и перестроек существенно повысить качество государственной системы обеспечения безопасности полетов в соответствии с современными представлениями и лучшими мировыми практиками.