Но чтобы это стало возможным, страховщикам и всем задействованным в процессе министерствам предстоит проделать огромную работу. Президиум Российского союза автостраховщиков (РСА) уже утвердил план проекта "Электронный полис". Согласно ему сейчас начнется разработка предложений к подзаконным актам, доработка правил профессиональной деятельности и усовершенствование электронных баз данных, чтобы запустить этот проект к установленному законом сроку.
Чем электронный полис будет полезен обычному автовладельцу? Да тем, что он уберет посредников и обеспечит возможность заключать договоры ОСАГО в любое удобное для автовладельца время, не выходя из дома. У страховщиков же сэкономить с помощью электронного полиса не получится.
По словам президента РСА Павла Бунина, электронный полис ОСАГО - очень дорогое удовольствие для страховщиков и РСА. Страховщикам предстоят колоссальные затраты на оборудование, программные продукты, защиту персональных данных, обеспечение отказоустойчивости системы и ее круглосуточную техническую поддержку.
Для чего все это нужно? Автовладелец заходит на сайт страховой компании, выбирает покупку полиса, забивает свои данные, производит оплату, и получает электронный документ. Казалось бы, все просто. Но это только на первый взгляд.
Для того, чтобы система заработала, необходимо обеспечить проверку данных автомобиля и водителей. То есть система РСА должна взаимодействовать с базами данных федеральной миграционной службы, Пенсионного фонда, и, конечно же, ГИБДД. Опыт сотрудничества с Госавтоинспекцией уже есть - сейчас они предоставляют страховщикам информацию о том, пройден ли автомобилем техосмотр. Что касается начисления коэффициентов за безаварийную или, наоборот, аварийную езду ("бонус-малус"), то эта база данных уже работает.
Через базу ФМС страховщики проверят паспортные данные клиента и место его проживания. От последнего зависит региональный коэффициент, с помощью которого рассчитывается цена полиса ОСАГО. База ПФР нужна для проверки страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) - закон предусматривает возможность его использования в качестве электронной подписи.
На втором этапе страховщики планируют обеспечить взаимодействие с базой федеральной налоговой службы, для проверки места регистрации юридических лиц.
Необходимо также обеспечить доступ к базе заключенных договоров ОСАГО самим гаишникам. Иначе как они будут проверять наличие полиса у водителя и выяснять, вписан ли тот или другой человек в этот полис?
Есть еще один интересный момент. Сам бланк полиса ОСАГО это защищенный документ строгой отчетности. Страховщикам он выделяется по специальной квоте. И за каждый бланк страховщик отчитывается. Если он уходит с рынка, то неиспользованные бланки он должен сдать в РСА. Напомним, что еще не столь давно, когда некоторые компании уходили с рынка по-английски, брокеры, агенты и просто мошенники продолжали продавать их полисы. Только люди, по сути, платили за ничего не значащую бумажку. И если попадали в ДТП, то сталкивались с тем, что выплат никаких не получали. Именно это заставило РСА ввести более строгие правила получения бланков.
При переходе к электронному полису ограничения для страховщиков также останутся - в системе РСА не может быть больше номеров полисов, чем страховщикам ОСАГО разрешено продать. Контроль будет еще жестче, ведь все изменения можно будет отследить в реальном времени, говорят в РСА.
Для клиентов пока предполагается единственное ограничение при покупке электронных полисов ОСАГО - нельзя будет приобрести страховку той компании, у которой нет представительства в регионе клиента. "Для того, чтобы качественно урегулировать убытки, нужно, чтобы у страховщика был офис, куда потерпевший может обратиться. Поэтому РСА планирует разрешать страховщикам выдавать электронные полисы ОСАГО только там, где у них есть филиалы", - говорит Бунин.