04.09.2014 19:08
Культура

Абель Феррара показал в Венеции небиографический фильм "Пазолини"

Текст:  Валерий Кичин
"Пазолини" - фильм Абеля Феррары, показанный в конкурсе Венецианского фестиваля, менее всего отнесешь к жанру биографического фильма. Он не только не пытается проследить жизнь мятежного итальянского гения, но даже не посягает на масштаб этой фигуры как художника.
Читать на сайте RG.RU

Это вообще странный фильм - настолько странный и недоделанный, что относительно теплый прием его в венецианском зале я могу объяснить только уважительным отношением к самому факту обращения к теме: как говорится, "за попытку - спасибо".

Начинается картина с молчаливых, скорбных по начертанию титров и с эпизода из самого кризисного фильма Пазолини "Сало". Нам напомнят одну из тошнотворнейших сцен и попытаются выдать физиологическое отторжение картины зрителями и прессой за нападки записных моралистов. Это, по фильму, исторически сложившаяся аксиома: гений имеет право. И в нем нет даже попытки вникнуть в реальную драму большого художника, выпустившего на экраны каких-то терзавших его демонов и, похоже, сознательно шедшему к своему трагическому концу.


Кадр из фильма "Пазолини". Фото предоставлены пресс-службой Венецианского фестиваля.

Пазолини играет Уиллем Дефо, в чьей творческой биографии был замечен сам Иисус Христос из фильма Скорсезе. Хороший актер явно растерян: он, в сущности, не знает, что ему играть.

Шведский режиссер Рой Андерссон показал последний фильм своей трилогии

Нужно изобразить крупную личность, творца и классика - и он не ходит по экрану, а несет себя, не говорит, а вещает истины, и каждая нота в богатой мелодике его речи говорит о безусловной, классической, античной правоте героя. Экранный Пазолини окружен любящими его домочадцами, мы видим его за пишущей машинкой (перед этим герой напомнит зрителям, что позиционирует себя как писателя), слушаем его рассуждения о близкой смерти нарративного искусства - и не покидает ощущение, что нам читают с экрана сборник интервью. Но о том, что перед нами человек кино, сумевший сотворить в кинематографе эпоху, больше не напомнят ни разу. Вероятно, потому, что не знают, как это вообще можно сделать.

На экран явится поседевший Нинетто Даволи - любимый актер Пазолини и главный герой его "Декамерона" и "Цветка тысячи и одной ночи". Функции Даволи в картине не вполне ясны - он тоже как бы живой классик, которому постоянно мерещится вифлеемская звезда в небе и рождение Мессии. Занятно, что звезда приводит его в некую зону толерантного Рима, где празднуется оргия всех полов сразу. Она показана с какой-то застенчивой робостью, отчего кажется совсем неловкой - о таких моментах жизни говорят "и хочется, и колется…" Можно, впрочем, предположить, что персонаж Даволи призван делом опровергнуть истину о том, что Пазолини был убежденным атеистом, и все-таки, пусть даже таким олеографическим способом, связать его бедовую судьбу с божественным промыслом.


Кадр из фильма "Пазолини". Фото предоставлены пресс-службой Венецианского фестиваля.

Мимоходом напомнят и о политических симпатиях Пазолини - ему привезут из Югославии в подарок диск с "коммунистическими танцами", и о его антифашистских устремлениях (мы заглянем на демонстрацию протеста против "ультра"), и, разумеется, о специфике его сексуального мира - окружающее будут показывать как бы с точки зрения гея, т.е. фиксируя особое внимание на мужских задницах.

"Наш запах" вызвал ажиотаж на Венецианском кинофестивале

Так, тезисно, нам обозначает все основные векторы бытия героя, они уложатся в часовой метраж. И приступят к главному событию, которое потрясло мир: к жестокому убийству знаменитого режиссера на темной римской окраине. Этот процесс показан куда подробнее, займет последние двадцать минут необычно короткого фильма, и это первый случай в картине, когда возникнет какой-нибудь сюжет, причем его покажут в развитии, - появится тот самый нарратив, который, как сказано, умирает.

Итак, мы поняли из этого фильма только то, что примерно знали из интервью режиссера и газетных хроник злополучного ноября 1975 года, когда жизнь гения так трагически оборвалась под дубинами гомофобов. Нам обозначили выдающиеся параметры героя, но не объяснили, не дали даже почувствовать, в чем их выдающиеся достоинства. И получилось, что велеречивый персонаж, изображенный Уиллем Дефо, никак не соотносится с мастером, создавшим "Аккатоне", "Теорему" или "Кентерберийские рассказы".

Последним курьезом фильма стал тот факт, что по-итальянски итальянский гений общается только с барменами и проститутками, а со зрителями, коллегами и в домашнем кругу изъясняется в основном по-английски. И действительно, как же иначе его поймут на родине Абеля Феррары?


Кадр из фильма "Пазолини". Фото предоставлены пресс-службой Венецианского фестиваля.
Мировое кино