Сегодня картофельным бизнесом в Прииртышье профессионально занимается более восьмидесяти организаций. Поля, которые еще несколько лет назад зарастали бурьяном, вновь вводят в обороты. Всего за один год местным сельхозпроизводителям удалось увеличить площади под эту культуру на 1,5 тысячи гектаров. Теперь в Омской области ежегодно производят около одного миллиона тонн картофеля.
- Это почти в два раза превышает внутренние потребности региона, - отмечает заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николай Дранкович.
Конкуренция заставляет аграриев внедрять новые технологии, строить оросительные системы и закупать современную технику со спутниковой навигацией. Местный картофельный рынок давно перестал зависеть от непредсказуемых урожаев личных подсобных хозяйств. Омичи уже не выезжают с лопатами и тяпками на огороды. Купить несколько мешков картофеля по осени - дешевле и проще.
- Урожайность неуклонно растет, - подтверждает заведующий отделом картофелеводства СибНИИСХ, кандидат сельскохозяйственных наук Александр Черемисин. - Если в советское время овощеводы собирали по 150 центнеров с гектара, то теперь - по 400. На полях предприятия "Валькирия" в Саргатском районе в августе этого года был зафиксирован новый рекорд - почти 850 цент-неров с гектара.
Однако сегодня излишки урожая картофелеводы вынуждены сбывать за бесценок в азиатские республики. В сезон из Прииртышья вывозят около 300 тысяч тонн второго хлеба. В сентябре цена на картофель падает до минимума. В результате перекупщики приобретают его буквально за копейки.
- По нашим расчетам, себестоимость картофеля составляет 4,20 рубля за килограмм,- подчеркивает председатель СПК "Пушкинский" Владимир Вальтер. - А продаем мы его по всего по шесть-семь рублей за килограмм.
Несмотря на то, что овощеводство считается самым прибыльным сектором растениеводства, стабильным этот вид бизнеса назвать нельзя. По словам экспертов, в особо урожайные годы около двадцати процентов омской картошки сгнивает на полях и складах.
Отсутствие современных хранилищ - главная головная боль местных картофелеводов. Большинство из имеющихся в Прииртышье было построено еще в советское время и не вмещает резко возросших объемов. В этом году зимние хранилища в Омской области начали строить пять предприятий с участием иностранного капитала. Но у многих сельхозпроизводителей для строительства новых закромов по-прежнему нет свободных ресурсов. Поэтому "придержать урожай" до установления более выгодных цен аграриям просто негде. Между тем если в сентябре за тонну картофеля оптовики дают по шесть тысяч рублей, то в марте цена на эту же тонну может достигать одиннадцати тысяч. Однако эту разницу кладут себе в карман иногородние перекупщики.
Кстати, проблема с хранением овощей - еще одна причина, из-за которой с омскими картофелеводами отказываются работать сетевики. Ведь производители не могут обеспечить им круглогодичную доставку продукции. По данным регионального минсельхозпрода, в прошлом году в сетевые магазины поступило всего четырнадцать тысяч тонн омского картофеля в упаковке. По сравнению с тем, сколько было выращено, это ничтожные цифры. Впрочем, как выяснилось, местная картошка поступает в супер- и гипермаркеты под маркировкой соседних регионов. Иногородние предприятия скупают ее, доводят продукцию до нужной кондиции, а потом возвращают "на родину". А омские производители теряют до тридцати процентов прибыли.
- Для того чтобы конкурировать, необходимо перевооружаться, - уверен Николай Дранкович. - Покупать моечные и фасовочные линии, развивать маркетинг продукции. Торговать на рынке по старинке уже не получится - плодоовощной бизнес должен идти в ногу со временем.
Выходом из ситуации должно стать строительство в регионе специальных распределительных центров, которые будут работать по принципу советских заготконтор. То есть принимать у аграриев продукцию, сортировать, фасовать, хранить и доставлять в сети, в соответствии с их требованиями. Таким образом, у селян решится проблема со сбытом, а у ретейлеров - с логистикой, что позволит сотрудничеству наконец-то стать взаимовыгодным. На днях первый распределительный центр должен открыться в селе Дружино. Его производительность составит более двадцати тонн в смену, а хранилище рассчитано для годового оборота в двадцать тысяч тонн овощей.
Еще один вариант картофельного бизнеса - глубокая переработка, которой сейчас в Прииртышье не занимается вообще никто. Между тем изготовление хлопьев, пюре, спирта и крахмала вполне могло бы решить задачу утилизации нестандартного картофеля и брака, получаемого в результате уборочных работ. Пока же, несмотря на избыток собственного сырья, омичи покупают в магазинах картошку-фри и другие полуфабрикаты иногороднего производства. Специалисты областного минсельхозпрода отмечают, что за последние годы в стране на шестьдесят процентов увеличилось потребление чипсов, однако в России работает только два завода по их изготовлению.
Несмотря на то, что Омская область климатически относится к зоне риска по выращиванию чипсового картофеля, ученые уверены, что это направление перспективно. Ведь практически все омские сорта подходят для глубокой переработки. Проблема в том, что о развитии собственного семеноводства в Прииртышье долгие годы не вспоминали. В результате более девяноста процентов омских картофелеводов сегодня работает с сортами немецкой и голландской селекций.
"Если санкции распространятся на семенной картофель из Европы, то наш регион может вообще остаться без второго хлеба", - признают производители.
С 40-х годов прошлого века омскими учеными было выведено одиннадцать сортов картофеля, но до настоящего времени удалось сохранить только четыре, да и те используют лишь в небольших частных хозяйствах. В последнее десятилетие оказался полностью утрачен даже знаменитый омский сорт "Ермак", получивший признание во всем мире. Картофель, считавшийся гордостью Прииртышья, загубили вирусы - питомник пришлось ликвидировать.
О выращивании картофеля элитной репродукции отечественных сортов в регионе вспомнили совсем недавно. Возродить традиции сибирского семеноводства в Омской области пытаются два селекционных центра. Пока в лабораториях опытным путем выясняют, какие сорта оптимально подходят для природно-климатических особенностей местного земледелия.
- Региону крайне необходима зона закрытого семеноводства, - убежден ученый Александр Черемисин.- Но мы до сих пор не можем найти подходящий участок, расположенный вдали от населенных пунктов. А без этого о первичном безвирусном семеноводстве не может быть и речи.
Между тем
Уже в этом году омские селекционеры при поддержке властей произведут более 500 тысяч клубней элитных сортов картофеля - впервые за долгие годы. Ученые надеются, что российское эмбарго на западные продукты поможет семеноводству выйти из кризиса.