Электрички пустят по кругу
Само 54-километровое кольцо существует в столице с 1908 года, но использовалось оно более века лишь для грузовых перевозок. С его помощью было удобно "перебрасывать" вагоны с одной железной дороги на другую, поскольку МКЖД имеет пересечения со всеми радиальными направлениями железной дороги.
Попытки использовать МКЖД для пассажирского движения предпринимались не раз, но каждый раз препятствием становилось отсутствие электрификации. И лишь с приходом в 2010 году Сергея Собянина началась реальная реконструкция кольца. Его начали электрифицировать, на участке Пресня - Канатчиково сейчас ведется сооружение третьего главного пути.
Электрички для МКЖД решено закупить принципиально новые - обязательно с климат-контролем, трехдверные или с двумя входами, но более широкими, чем обычно. По функциям они должны быть похожи на вагоны метро, только с учетом того, что ездить им предстоит не под землей, а по земле. Посчитано, что всего потребуется 196 вагонов. 1 сентября был объявлен конкурс на выбор перевозчика.
По сути, МКЖД станет вторым кольцом метро: у них даже билет будет единым, и плата за пересадку списываться не будет. Интервал движения поездов на МКЖД будет тоже как в подземке - каждые 5 минут. Кроме того, к станциям МКЖД подведут порядка 30 новых автобусных маршрутов, организуют 170 остановок и перехватывающие парковки на 3000 машино-мест. На каждой станции организуют велопарковки и велопрокат.
Слоеные пироги
Таким образом, вместо ныне существующих 12 грузовых станций на кольце построят 31 пассажирскую. Каждая из них будет представлять собой транспортно-пересадочный узел: на 16 станциях можно будет пересесть на метро, на 9 - в пригородную электричку и практически на всех - на наземный транспорт. Конкурс на проектирование и строительство ТПУ уже объявлен, его итоги будут подведены 15 сентября. Компания, которая победит, должна будет за 18,2 млрд рублей построить "технологическую" начинку всех станций - лестницы, переходы, турникеты. После этого для каждого ТПУ найдут инвестора, который возьмет на себя уже сооружение коммерческих площадей - паркингов, торговых центров, кафе, отделений банков и почтовых и т.д.
Сложность конкурса в том, что подрядчиком должна стать очень крупная компания, которая сможет одновременно вести 31 объект и до 28 декабря 2015 года построить 140 тыс. кв. метров технологической инфраструктуры ТПУ (при этом сами станции МКЖД - платформы, кассовые и турникетные залы, навесы - строит РЖД). Для этого у компании должно быть достаточное количество техники, а также возможность задействовать на стройке 2,5-3 тыс. человек. По словам Алексея Зотова, из российских компаний на участие могут претендовать те, кто строил олимпийскую инфраструктуру в Сочи, а кроме того, конкурсом интересовались китайские, чешские, турецкие, австрийские и другие иностранные фирмы.
Одними из самых "сложносочиненных" узлов, по словам Алексея Зотова, станут станции "Лефортово", "Окружная" и "Рязанская". На "Окружной" можно будет пересесть как на одноименную станцию Савеловского направления и наземный транспорт, так и на метро (станцию "Окружная" Люблинско-Дмитровской линии обещают запустить к концу 2015 года).
- ТПУ "Окружная" будет похож на слоеный пирог - 2 железнодорожные станции, станция метро и остановки наземного транспорта разместятся на трех уровнях, - рассказал Алексей Зотов. По его словам, в инфраструктуре всей МКЖД будет реализован принцип "вертикального города" - много лифтов, эскалаторов, лестниц и различных переходов, чтобы пассажиры могли попасть с одного вида транспорта на другой наикратчайшим путем. Самый длинный переход - 650 м - будет на ТПУ "Войковская". В перспективе между метро "Войковская" и станцией МКЖД могут запустить пересадочные шаттлы, кроме того, перейти можно будет через здание ТЦ "Метрополис".
В ТПУ "Лефортово" будут сходиться потоки пассажиров со станции метро "Шоссе Энтузиастов" и скоростного трамвая из Балашихи - эта линия сейчас проектируется, плюс большая перехватывающая парковка. Станция "Рязанская" станет огромным ТПУ даже по европейским меркам: здесь сойдутся две железнодорожные ветки - МКЖД и Горьковского направления (пересадка на станцию "Карачарово"), а также две ветки подземки - Кожуховская и Третий пересадочный контур (пересадка на станции метро "Нижегородская улица").
Сноса можно не бояться
Жилые дома, находящиеся неподалеку от нового железнодорожного кольца, сносить не будут, успокоил Алексей Зотов. Однако в местах, где электрички наиболее слышны, между жилыми домами и дорогой установят шумовые экраны.
- Сейчас уже снесена значительная часть гаражей, которые прежде играли роль естественной преграды для шума, - рассказали "РГ" в пресс-службе РЖД. - В этих местах, а также в районах, прилегающих к транспортно-пересадочным узлам, шумозащитные сооружения будут строиться в приоритетном порядке.
Экраны - это стальные панели высотой 4 м с шумопоглощающим элементом внутри и прозрачными полимерными вставками снаружи, - рассказал представитель РЖД. Общая их длина - 20 км (протяженность кольца, напомним, - 54 км), а площадь - 79 200 кв. метров. Самый длинный экран протяженностью 3400 м установят в Войковском районе - вдоль улицы Панфилова и 5-го Войковского проезда.
Кстати, не исключено, что у станций МКЖД будет собственная эмблема - аналогично букве "М" у метро. Навигацию обещают проработать тщательно, ведь переходов будет очень много. Кроме того, карту МКЖД интегрируют со схемой метро, а также разработают мобильное приложение, чтобы рассчитывать время в пути.
Кстати
Сложнее с гаражами. Как сообщили "РГ" в департаменте строительства, в зоне стройки - 62 автостоянки на 8831 бокс. Из них 4019 придется снести (2134 уже демонтированы). Их хозяевам (если гараж построен легально) выплатят компенсацию - 180 тыс. рублей за машино-место. Для этого владелец должен предъявить документы о праве собственности: гаражную книжку, об уплате членских взносов в гаражный кооператив, уплате арендных платежей либо о предоставлении места под стоянку. За снесенный же самострой владелец ничего не получит.