Станции МКЖД будут похожи на "слоеный пирог"

Малое кольцо Московской железной дороги отгородят от расположенных поблизости жилых домов шумовыми экранами. Для этого была создана шумовая карта кольца, куда нанесены дома, где звук от дороги будет слышен особенно сильно. Об этом сообщил первый  заместитель генерального директора ОАО "МКЖД" Алексей Зотов. Он также рассказал, что будет с гаражами и промпредприятиями, расположенными в зоне строительства, и на что будут похожи станции Малого кольца.

Дома и гаражи

- Строительство жилых домов шло позже МКЖД (кольцо построено более 100 лет назад - "РГ"), близость дороги учитывали, поэтому вопиющих нарушений по шуму быть не должно, - считает главный архитектор МКЖД Тимур Башкаев. Домов в недопустимой близости нет, поэтому сносить жилые здания точно не будут.

Сложнее будет с гаражами - по словам Алексея Зотова, их в полосе отвода МКЖД находится 4300 штук, среди них есть и капитальные гаражи с подвалами, построенными в советское время. Компенсации будут выплачены тем владельцам, у кого есть документы, подтверждающие право собственности: гаражная книжка, документы об уплате членских взносов в гаражный кооператив, об уплате арендных платежей либо о предоставлении места под стоянку. Согласно 63-му постановлению правительства Москвы, оценивать гаражи будут по рыночной стоимости, пообещал Зотов.

- По каждому гаражу будем решать точечно. У нас нет задачи сносить гаражи - есть задача построить необходимую инфраструктуру, - говорит он.

Кольцо в узлах

МКЖД - новая транспортная система, которая должна разгрузить метро, перераспределить пассажиропотоки и интегрировать все имеющиеся в городе виды транспорта. Первый поезд должен поехать по МКЖД 28 декабря 2015 года, но сами поезда еще не куплены, а станции находятся в стадии реконструкции и проектирования. Сейчас железнодорожники ремонтируют и электрифицируют пути по всему 54-километровому кольцу.

15 сентября будут подведены итоги конкурса на проектирование и строительство ТПУ "под ключ": каждая из 31 станции на кольце будет представлять собой транспортно-пересадочный узел, при этом на 9 станциях можно будет перейти на радиальные направления железной дороги, а на 16 - на метро. Одними из самых "сложносочиненных" узлов, по словам Алексея Зотова, станут станции "Лефортово", "Окружная" и "Рязанская". На ТПУ "Лефортово" будут сходиться потоки пассажиров со станции метро "Шоссе Энтузиастов" и скоростного трамвая из Балашихи - эта линия сейчас проектируется, также там будет большая перехватывающая парковка. На "Окружной" можно будет пересесть как на одноименную станцию Савеловского направления и наземный транспорт, так и на метро (станцию "Окружная" Люблинско-Дмитровской линии обещают запустить к концу 2015 года).

- ТПУ "Окружная" будет похож на слоеный пирог, - говорит Алексей Зотов. По его словам, в инфраструктуре всей МКЖД будет реализован принцип "вертикального города" - будет много лифтов, эскалаторов, лестниц и различных переходов, чтобы пассажиры могли попасть с одного вида транспорта на другой наикратчайшим путем. Самый длинный переход - 650 м - будет на ТПУ "Войковская". В перспективе между метро "Войковская" и станцией МКЖД могут запустить пересадочные шаттлы, кроме того, перейти можно будет через здание ТЦ "Метрополис".

Станция же  "Рязанская" станет огромным ТПУ даже по европейским меркам: здесь будут сходиться две железнодорожные ветки - МКЖД и Горьковское направление (пересадка на станцию "Карачарово"), а также две ветки метро - Кожуховская и Третий пересадочный контур (пересадка на станции метро "Нижегородская улица").

Сложность конкурса в том, что подрядчиком должна стать очень крупная компания, которая сможет одновременно вести 31 объект и до 28 декабря 2015 года построить 140 тысяч квадратных метров технологической инфраструктуры ТПУ (при этом сами станции МКЖД - платформы, кассовые и турникетные залы, навесы - строит РЖД). Для этого у компании должно быть достаточное количество техники, а также возможность задействовать на стройке 2,5-3 тысячи человек. По словам Алексея Зотова, из российских компаний на участие могут претендовать те, кто строил олимпийскую инфраструктуру в Сочи, а кроме того, конкурсом интересовались китайские, чешские, турецкие, австрийские и другие иностранные фирмы. Максимальная цена контракта составит 18,2 млрд рублей.

- 28 декабря должна быть готова "технология" - чтобы пассажир мог приехать на станцию, купить билет и поехать по кольцу, - говорит Алексей Зотов. Сами ТПУ, в том числе и их коммерческие площади, могут потом достраиваться. ТПУ будут, конечно, разные внешне, но в их проектировании будут применяться типовые решения - это и удешевляет, и ускоряет строительство, а также делает станции МКЖД узнаваемыми.

Вагончик тронется

Конкурс же на выбор перевозчика должен быть объявлен 1 сентября. По словам Зотова, на кольцо может быть поставлен как принципиально новый подвижной состав, разработанный специально для МКЖД (правда, для этого слишком поджимают сроки), так и уже существующий. Вагоны должны быть с широкими дверями и климат-контролем, потребуется примерно 196 вагонов, составы будут 5-7 вагонные. Технические требования к вагонам сочетают в себе функционал двух систем - железных дорог и метрополитена.

Кстати, не исключено, что у станций МКЖД будет собственная эмблема - аналогично букве "М" у метро. К навигации на станциях строители МКЖД обещают подойти серьезно - ведь пересадок будет очень много. В частности, карту МКЖД интегрируют с метро, а также разработают мобильное приложение для смартфонов, чтобы можно было рассчитывать время в пути. 

Справка "РГ"

Интервал движения поездов на МКЖД будет как в метро - в районе 5 минут. Кроме того, у подземки и Малого кольца будет единый билет, и поездка за пересадку списываться не будет. К станциям МКЖД подведут порядка 30 новых автобусных маршрутов, организуют 170 остановок и перехватывающие парковки на 3000 машиномест. На каждой станции будет организована велопарковка и велопрокат. Рассчитывается, что с выходом на полную мощность (к 2020-25 году) МКЖД будет перевозить 300 млн пассажиров в год.