- Строительство жилых домов шло позже МКЖД (кольцо построено более 100 лет назад - "РГ"), близость дороги учитывали, поэтому вопиющих нарушений по шуму быть не должно, - считает главный архитектор МКЖД Тимур Башкаев. Домов в недопустимой близости нет, поэтому сносить жилые здания точно не будут.
Сложнее будет с гаражами - по словам Алексея Зотова, их в полосе отвода МКЖД находится 4300 штук, среди них есть и капитальные гаражи с подвалами, построенными в советское время. Компенсации будут выплачены тем владельцам, у кого есть документы, подтверждающие право собственности: гаражная книжка, документы об уплате членских взносов в гаражный кооператив, об уплате арендных платежей либо о предоставлении места под стоянку. Согласно 63-му постановлению правительства Москвы, оценивать гаражи будут по рыночной стоимости, пообещал Зотов.
- По каждому гаражу будем решать точечно. У нас нет задачи сносить гаражи - есть задача построить необходимую инфраструктуру, - говорит он.
МКЖД - новая транспортная система, которая должна разгрузить метро, перераспределить пассажиропотоки и интегрировать все имеющиеся в городе виды транспорта. Первый поезд должен поехать по МКЖД 28 декабря 2015 года, но сами поезда еще не куплены, а станции находятся в стадии реконструкции и проектирования. Сейчас железнодорожники ремонтируют и электрифицируют пути по всему 54-километровому кольцу.
15 сентября будут подведены итоги конкурса на проектирование и строительство ТПУ "под ключ": каждая из 31 станции на кольце будет представлять собой транспортно-пересадочный узел, при этом на 9 станциях можно будет перейти на радиальные направления железной дороги, а на 16 - на метро. Одними из самых "сложносочиненных" узлов, по словам Алексея Зотова, станут станции "Лефортово", "Окружная" и "Рязанская". На ТПУ "Лефортово" будут сходиться потоки пассажиров со станции метро "Шоссе Энтузиастов" и скоростного трамвая из Балашихи - эта линия сейчас проектируется, также там будет большая перехватывающая парковка. На "Окружной" можно будет пересесть как на одноименную станцию Савеловского направления и наземный транспорт, так и на метро (станцию "Окружная" Люблинско-Дмитровской линии обещают запустить к концу 2015 года).
- ТПУ "Окружная" будет похож на слоеный пирог, - говорит Алексей Зотов. По его словам, в инфраструктуре всей МКЖД будет реализован принцип "вертикального города" - будет много лифтов, эскалаторов, лестниц и различных переходов, чтобы пассажиры могли попасть с одного вида транспорта на другой наикратчайшим путем. Самый длинный переход - 650 м - будет на ТПУ "Войковская". В перспективе между метро "Войковская" и станцией МКЖД могут запустить пересадочные шаттлы, кроме того, перейти можно будет через здание ТЦ "Метрополис".
Станция же "Рязанская" станет огромным ТПУ даже по европейским меркам: здесь будут сходиться две железнодорожные ветки - МКЖД и Горьковское направление (пересадка на станцию "Карачарово"), а также две ветки метро - Кожуховская и Третий пересадочный контур (пересадка на станции метро "Нижегородская улица").
Сложность конкурса в том, что подрядчиком должна стать очень крупная компания, которая сможет одновременно вести 31 объект и до 28 декабря 2015 года построить 140 тысяч квадратных метров технологической инфраструктуры ТПУ (при этом сами станции МКЖД - платформы, кассовые и турникетные залы, навесы - строит РЖД). Для этого у компании должно быть достаточное количество техники, а также возможность задействовать на стройке 2,5-3 тысячи человек. По словам Алексея Зотова, из российских компаний на участие могут претендовать те, кто строил олимпийскую инфраструктуру в Сочи, а кроме того, конкурсом интересовались китайские, чешские, турецкие, австрийские и другие иностранные фирмы. Максимальная цена контракта составит 18,2 млрд рублей.
- 28 декабря должна быть готова "технология" - чтобы пассажир мог приехать на станцию, купить билет и поехать по кольцу, - говорит Алексей Зотов. Сами ТПУ, в том числе и их коммерческие площади, могут потом достраиваться. ТПУ будут, конечно, разные внешне, но в их проектировании будут применяться типовые решения - это и удешевляет, и ускоряет строительство, а также делает станции МКЖД узнаваемыми.
Конкурс же на выбор перевозчика должен быть объявлен 1 сентября. По словам Зотова, на кольцо может быть поставлен как принципиально новый подвижной состав, разработанный специально для МКЖД (правда, для этого слишком поджимают сроки), так и уже существующий. Вагоны должны быть с широкими дверями и климат-контролем, потребуется примерно 196 вагонов, составы будут 5-7 вагонные. Технические требования к вагонам сочетают в себе функционал двух систем - железных дорог и метрополитена.
Кстати, не исключено, что у станций МКЖД будет собственная эмблема - аналогично букве "М" у метро. К навигации на станциях строители МКЖД обещают подойти серьезно - ведь пересадок будет очень много. В частности, карту МКЖД интегрируют с метро, а также разработают мобильное приложение для смартфонов, чтобы можно было рассчитывать время в пути.
Справка "РГ"
Интервал движения поездов на МКЖД будет как в метро - в районе 5 минут. Кроме того, у подземки и Малого кольца будет единый билет, и поездка за пересадку списываться не будет. К станциям МКЖД подведут порядка 30 новых автобусных маршрутов, организуют 170 остановок и перехватывающие парковки на 3000 машиномест. На каждой станции будет организована велопарковка и велопрокат. Рассчитывается, что с выходом на полную мощность (к 2020-25 году) МКЖД будет перевозить 300 млн пассажиров в год.