Тема дискуссии была обозначена так: "Кадровое сопровождение бизнеса в современных условиях. Эффективная модель подготовки рабочих и инженерных кадров". Вопрос дефицита квалифицированных сотрудников актуален для большинства промышленных регионов страны. В советские годы действовала не самая плохая для своей эпохи система профессионального образования, но в трудные 90-е она не только остановилась в своем развитии, но и деградировала. Престиж рабочих профессий резко упал, а те программы, по которым готовились кадры для производств, не отвечали современным требованиям.
В результате бизнесу пришлось брать ситуацию в свои руки, подталкивая к сотрудничеству и государство. Как рассказала директор по персоналу ООО "УК "Группа ГАЗ" Елена Марштупа, в автомобильном холдинге пошли по пути создания внешнего резерва. "Группа ГАЗ" сотрудничает с 20 базовыми учебными учреждениями в рамках проекта "Рабочий нового поколения", вкладывает деньги в развитие их материально-технической базы, выплачивает стипендии наиболее способным учащимся. Действует и система наставничества, когда практикантов ведут по карьерной лестнице опытные сотрудники предприятий. Остались и хорошо зарекомендовавшие себя формы ранней профориентации: экскурсии на производство, дни открытых дверей.
Однако, отметила спикер, для повышения престижа рабочих и инженерных профессий стандартных методов уже недостаточно, нужны интерактивные формы работы с молодежью, которые смогут убедить ее пойти на производство. В частности, Фондом Олега Дерипаска "Вольное Дело" реализуется общероссийская программа "Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России". В ней принимают участие как младшие школьники, так и студенты. В этом году открыт "Инженерный проект" по подготовке инженеров поколения NEXT. Ребята решают реальные производственные задачи, когда самостоятельно, а когда и совместно с сотрудниками предприятий "Группы ГАЗ". В результате многие загораются идеей пойти на производство, делать что-то реальное своими руками.
- Ситуация такова, что даже если бы все выпускники поступили на технические специальности, молодежи на всю промышленность не хватит, - отметил начальник отдела сектора высшего образования Министерства образования Нижегородской области Игорь Захаров. - Тем не менее, опыт автозавода может быть полезен другим предприятиям. Многие думают, что когда будут расширять производство, то просто наберут новых сотрудников, а взять их неоткуда! 11-й класс в этом году закончили около 15 тысяч ребят, из них физику в качестве дополнительного экзамена ЕГЭ выбрали 4,2 тысячи человек, а обществознание - 10 тысяч. К сожалению, тенденцию популярности гуманитарных профессий переломить пока не удалось. Но здесь скорее дело в стереотипах родителей, которые видели, как в 90-е поднимались юристы и экономисты.
Впрочем, не все так беспросветно. На том же бизнес-саммите с успехом - впервые в Нижегородской области - проходит чемпионат рабочих профессий World Skills, который также решает задачу их популяризации. По словам директора "Нижегородского индустриального колледжа" Сергея Вараксы, за эти дни World Skills посетят пять тысяч школьников, которые увидят, что на производстве специалисты работают на современных станках, сложном оборудовании, требующем подготовки, а не только "машут кувалдой".
- В этом году мы приняли более 500 студентов - такого не было даже в советское время, - поделился Сергей Варакса.
Коллегу поддержал и.о. директора "Нижегородского автомеханического техникума" - базового для "ГАЗа" учебного заведения - Александр Спирин. По его словам, конкурс на самые популярные специальности, связанные с программированием промышленного оборудования, сейчас составляет шесть человек на место. Студенты проходят практику непосредственно в заводских цехах и защищают реальные дипломные проекты, лучшие ученики получают от завода стипендию с гарантированным трудоустройством на "ГАЗе", и, отработав хотя бы год, мало кто уходит - люди видят перспективу.
Та же ситуация и в высшем образовании. Как рассказал директор Института промышленных технологий машиностроения НГТУ Алексей Панов, спрос на их выпускников значительно превышает предложение, поэтому вуз сосредоточился на работе с крупнейшими предприятиями региона, своего рода первым эшелоном. Уже давно зарекомендовала себя система базовых кафедр, созданных при участии заводов.
- Когда лекции у нас читают сотрудники "ГАЗа", и говорят не о теории, а реальной, актуальной практике, студентам это интересно, у ребят глаза горят! - отметил Алексей Панов.
Руководитель образовательных проектов Фонда Олега Дерипаска "Вольное Дело" Али Алиев отметил, что школьники и их родители часто принимают решение о дальнейшем обучении на эмоциях. Чтобы рациональное возобладало, считает эксперт, надо чаще устраивать, причем интерактивные, экскурсии на предприятия, давать ребятам поделать что-то руками. Тогда интерес к производственным специальностям обязательно проснется. С этим согласилась и директор "Поволжского центра аэрокосмического образования" Ирина Тузикова, отметившая, что после экскурсий в современные цеха "ГАЗа" дети, которые там побывали, от техники и технологий уже не отвернутся.