Об этих ограничениях говорили помощник президента РФ Андрей Белоусов, глава минэкономразвития Алексей Улюкаев и эксперты. Но окончательного списка пока нет. Как заметил президент Владимир Путин, говорить о введении ответных мер можно только после тщательного анализа последствий и если они пойдут на благо нашим производителям.
"РГ" со своими экспертами решила проанализировать ситуацию на рынке одежды.
Ограничение импортных поставок, в том числе люксовых европейских и американских марок, наш массовый покупатель не заметит, уверены эксперты. Так как свыше 80 процентов изделий европейских компаний - костюмов, платьев, курток, пальто, рубашек, спортивных товаров, трикотажа и даже шуб из натурального меха - шьются во Вьетнаме, Индии, Китае. И по-прежнему будут поставляться в Россию. "Отследить это нельзя", - констатирует генеральный директор аналитического агентства Infoline Михаил Бурмистров. Для сравнения: сегодня доля одежды из США на российском рынке составляет 0,4 процента, из стран ЕС - 10-12 процентов.
Сложно, если вообще возможно, запретить покупки через зарубежные интернет-магазины. Граждане, физлица, сегодня приобретают в них как взрослую, так и детскую одежду на миллиарды рублей. И популярность таких сервисов растет год от года.
При этом известный эксперт скептично настроен на то, что ответные санкции для европейских производителей одежды и даже запрет на ввоз в страну товаров американских, итальянских или французских брендов может пойти российским компаниям на пользу, даст импульс развитию отечественных производств. "Если те же российские потребители, привыкшие к дорогой одежде из миланских и швейцарских бутиков, самостоятельно съездят и купят ее за рубежом, то отечественным производителям по-прежнему придется конкурировать не с европейскими, а с дешевыми азиатскими товарами легкой промышленности", - напоминает Бурмистров. К тому же любые ограничения приведут к росту ввоза нелегальной продукции из Европы, к контрафакту.
Запретные меры, если, конечно же, они будут введены в отношении любых видов импорта европейской одежды, отразятся, скорей всего, на торговцах, которые привозят ее из Европы и Штатов. Им придется закрыть свои мелкие бутики, популярные среди состоятельной публики. Либо переориентироваться, к примеру, на китайские бренды и коллекционную одежду в сегменте лакшэри, рассуждает вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Владислав Корочкин. Китайские люксовые марки, по его словам, давно дают фору знаменитым и самым дорогим брендам, которые производятся в Европе, опережая их по качеству. "Знаю, сам покупал", - добавляет эксперт. В Азии сегодня много отшивается и российской брендовой одежды, которая завоевала доверие россиян. При этом развит механизм франшизы, когда отечественные небольшие швейные компании работают под европейскими марками.
Сегодня, по данным отраслевых союзов, у нас насчитывает 653 крупных и средних предприятия и 4 тысячи малых фирм. Государство после долгих лет забвения отрасли (доля легкой и текстильной промышленности во внутреннем валовом продукте снизилась за 14 лет в тридцать раз - с 12 до 0,4 процента) теперь поощряет швейников и текстильщиков. Дает им льготные кредиты, субсидируя ставки, предоставляя государственные гарантии, стимулирует научные разработки. Создается инновационный центр легкой промышленности. 46 процентов - такой будет доля инновационной продукции в легкой промышленности уже через шесть лет. Новая промышленная политика минпромторга нацелена также на поддержку индустрии моды. В министерстве считают, что сегодня на нашей стороне изменение в лучшую сторону конъюнктуры по производству одежды. В недавнем интервью "РГ" заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов отметил, что, во-первых, производство в Юго-Восточной Азии перестает быть дешевым, во-вторых, разработаны механизмы повышения инвестиционной привлекательности отрасли, в-третьих, идет ее господдержка.
В итоге, по данным минпромторга, впервые за последние два года мы получили 5-процентный рост в текстильном и швейном производстве по итогам 2013 года и 7-процентный рост по итогам первого квартала 2014 года.
Новый толчок легкой промышленности способно дать частно-государственное партнерство на возвратной основе, по приоритетным для государства проектам в легпроме, в том числе и инновационным, говорит Корочкин. "Опоре" известны инициативные проекты и бизнесмены, готовые меньше чем за год построить заводы с нуля, обучить персонал работать на хорошем оборудовании, наладить высокотехнологичное конкурентное производство одежды и обуви, в том числе с помощью китайских инженеров, имеющих опыт в этой индустрии.
Что касается конкретных видов импортной одежды, ввоз которых в Россию могут ограничить, то пока профильные министерствах сохраняют интригу и информации об этом нет.
Между тем с 1 сентября 2014 года вступило в силу постановление правительства, не допускающее закупки для федеральных учреждений импортных текстильных и швейных товаров, кроме тех, которые не производятся в стране. Перечень внушителен - в него вошли чулочно-носочные изделия, нижнее белье, пуловеры, одежда из меха и кожи.
Справка "РГ"
Поставки в Россию из стран ЕС обуви, одежды, тканей, текстильных принадлежностей, кожи, меха и аксессуаров составили в 2013 году 3,2 миллиарда долларов. Это 16 процентов всего импорта по этим категориям.
Более 80 процентов импорта на российском рынке - продукция из стран, которые не участвуют в санкциях.