Террористы из "Исламского государства" не только захватили львиную долю Ирака и Сирии, но и открыто провозглашают намерение столкнуть весь регион Ближнего Востока и Северной Африки в пропасть религиозных войн. Экстремисты убивают и унижают христиан, проводят жуткие казни журналистов. Мусульманам пытаются навязать непримиримые подходы к другим конфессиям и к внешнему миру, противоречащие подлинным ценностям ислама как одной из основных мировых религий.
Если раньше боевиков ИГ на Западе называли "друзьями Сирии", то теперь, очевидно, осознав реальный масштаб угрозы, участники конференции прилетели в Париж выработать комплексную стратегию борьбы с новым главным мировым злом.
"Стержнем международных усилий по противодействию терроризму неизменно была решимость бороться со всеми его формами и проявлениями, не разделяя террористов на "плохих" и "хороших". К сожалению, в регионе БВСА этот основополагающий принцип начал давать сбои, его неоднократно приносили в жертву конъюнктурным чаяниям свержения режима в той или иной стране", - заявил в Париже Лавров.
Так было в Ливии, когда западные партнеры не просто снабжали оружием экстремистов, а выступали в войне на их стороне. В итоге такая бездумная политика обернулась для Ливии, а также для соседней с ней Мали и многих других стран региона настоящей катастрофой. Поспешное провозглашение "нелегитимности" сирийского лидера Башара Асада более трех лет назад сильно ослабило Сирию. Ситуация могла измениться после саммита "восьмерки" в Лох-Эрне в июне 2013 года, когда прозвучал призыв к сирийскому правительству и оппозиции объединиться с целью изгнания террористов из страны. Но этот призыв остался на бумаге, поскольку западные партнеры по "восьмерке" не выполнили свое обязательство. Это позволило ИГ укрепиться и подготовить поход на Багдад. В самом Ираке действия Запада после свержения режима Саддама Хусейна также были кране неверными: полностью игнорировались реалии и традиции этой древней страны, что вовлекло ее в хаос затяжной гражданской войны и создало большую угрозу ее распада.
"Сейчас исключительно важно сделать правильные выводы из всех ошибок прошлого. Если мы хотим преуспеть, все наши действия должны быть основаны на твердом и четком понимании того, что подъем волны экстремизма является главной угрозой региону. Ее сдерживание должно быть ключевым приоритетом, невзирая на любые другие национальные планы каких-либо государств в регионе. Необходимо объединение на деле, а не на словах всех государств - как в регионе, так и за его пределами, - действительно приверженных идее противостояния террористам", - подчеркнул Лавров.
По его словам, не может не вызывать озабоченности публично озвученное намерение наносить удары по позициям ИГ на территории Сирии без какого-либо взаимодействия с сирийским правительством. "Подчеркну еще раз - считаем террористическую угрозу слишком серьезной, чтобы реакцию на нее можно было основывать на тех или иных идеологических соображениях и нарушении норм международного права. Сирия и Иран - естественные союзники в борьбе против ИГИЛ, и их участие в нашей сегодняшней встрече могло бы существенно обогатить нашу работу. Моральные стандарты, на которые опирается контртеррористическая борьба, не должны размываться", - добавил министр.
Российская Федерация, продолжил Лавров, готова участвовать в выработке дополнительных общих мер для борьбы с терроризмом: "Мы уже предоставляем значительную военную и иную помощь для укрепления антитеррористического потенциала Ирака, Сирии и других государств региона, находящихся на передовой, в их борьбе против ИГИЛ и других группировок… Приветствуя инициативу Франции, мы предлагаем к рассмотрению всех региональных и международных игроков идею созыва тщательно подготовленной международной конференции для глубокого и комплексного исследования проблем экстремизма и терроризма на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки".