16.09.2014 00:50
Экономика

Кредитные организации помогают контролировать выполнение госзаказа

Кредитные организации помогают контролировать выполнение госзаказа
Текст:  Лидия Захарова
Российская Бизнес-газета - Государственно-частное партнерство: №36 (965)
Сегодня можно подвести первые итоги работы 44-ФЗ, который внес существенные изменения в работу госзаказа. О его влиянии на рынок мы поговорили с первым заместителем президента - председателя правления Банка Москвы, председателем Комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Александром Ястрибом.
Читать на сайте RG.RU

- Можете ли вы оценить, как 44-ФЗ повлиял на госзаказ и как банковский сектор работает с новым законом?

Эксперт: Изменения в сфере госзаказа нужно "обкатывать" на регионах

- Закон был необходим для рынка. В период действия его предшественника - 94-ФЗ - накопилось много вопросов. Одной из ключевых проблем было то, что деньги, которые уходили на счет исполнителя, могли легко "потеряться" в общей массе, а нередко уходили на цели, не соответствующие тому, что прописано в контракте. Как результат - у исполнителя элементарно не оставалось средств для завершения работ по госконтракту, тем самым срывались либо сроки окончания работ, либо вообще сама реализация федеральных и муниципальных программ.

В рамках же 44-ФЗ предусмотрена возможность банковского сопровождения контрактов. Используя возможности банка, заказчик может контролировать выполнение заказа, избегать срыва сроков исполнения либо нецелевого расходования средств. Также у заказчика появилась возможность одностороннего разрыва контракта, что является, несомненно, действенной мерой в борьбе с недобросовестными исполнителями.

- Каким образом банк осуществляет сопровождение госконтрактов?

На Урале мелкие исполнители госзаказа пожаловались на банки

- Мы разработали специальный продукт "Центр финансового контроля". По нему банк заключает с заказчиком и исполнителем трехсторонний договор о том, что все платежи по исполнению контракта проходят через электронную форму специального реестра. В этой форме отражается, кому предназначен платеж и какова его сумма. При этом заказчик имеет возможность акцептовать или не акцептовать определенные платежи исполнителя. Например, если после зачисления аванса исполнитель захочет отправить с этого счета некую сумму в счет погашения кредита другому банку, то такой платеж он не сможет провести. А если он предоставит документ, где будет указано, что ему необходимо в рамках исполнения госконтракта оплатить поставку труб, такой платеж будет исполнен. То есть заказчик имеет полное представление о том, куда и как распределяются его деньги.

- А есть конкретные примеры?

- Да, это проектирование и реконструкция объекта "Большая спортивная арена "Лужники", строительство стадиона "Зенит Арена".

Рынок распределения госзаказов составляет около 6 трлн рублей ежегодно

Анализируя наш собственный опыт и опыт коллег из других банков, мы сформулировали базовые обстоятельства, при которых целесообразно привлечение банков-агентов по сопровождению госконтрактов: предметом госконтракта является общественно значимый, публичный проект; стоимость госконтракта превышает 1 млрд рублей; проект сложный или уникальный; расчет по госконтракту предусматривает авансовый платеж.

- Выгода заказчика понятна. А какие плюсы для исполнителя?

- Его работа становится более понятной и прозрачной не только для заказчика, но и непосредственно для банка. Исполнители госзаказов, как правило, имеют не один контракт, а также постоянно участвуют в новых торгах и аукционах. Естественно, что появляется потребность в заемных средствах не только на кассовый разрыв, но и на заказ нового оборудования, строительной техники, приобретение дополнительных строительных и проектных ресурсов. Прозрачная, эффективная работа заказчика, исполнителя и банка, безусловно, формирует новый уровень доверия и дает исполнителю дополнительные возможности по привлечению ресурсов.

Бизнес