И, судя по данным 2012-2013 годов, естественная убыль населения не остановлена, несмотря на решения правительства РФ о материнском капитале и стимулировании рождаемости. В первую очередь, это относится к Центральной России, половине регионов Северо-Запада и Поволжья. Вышеназванные меры сработали только на территориях двух типов. Во-первых, там, где еще не завершился так называемый демографический переход, - это республики Северного Кавказа. Во-вторых, там, где население пока еще моложе по возрастной структуре, - Сибирь и часть Дальнего Востока. В частности, сибиряки ответили на решения правительства РФ серьезным ростом рождаемости.
Однако это недолгосрочная акция, и дальше ожидается пауза. Она будет обусловлена разными демографическими причинами. В 2017-2018 годах уже заработает неумолимая российская половозрастная пирамида. Сейчас рожали те, кому 25-30 лет. Это очень многочисленная группа, на смену которой во второй половине 2000-х придут довольно малочисленные. А к концу жизненного цикла будут подходить люди послевоенного поколения, а потому смертность в расчете на 1000 человек населения неминуемо вырастет.
Другими словами, к 2020 году в молодом трудоспособном возрасте будут малочисленные поколения. Это неизбежно, какие бы меры ни предпринимали на федеральном уровне.
Поможет ли миграция компенсировать увеличение естественной убыли? В период 2007-2010 годов мигрантов притягивали такие регионы, как Москва и Санкт-Петербург с областями, Краснодар, Калининград, Белгород и вузовские центры в Сибири - Новосибирск и Томск. За счет них растет и численность населения в этих территориях. Продолжает оттекать население с Севера. Это - тренд, и он - надолго. Причем наша миграционная статистика не учитывает вахтовую и трудовую миграцию, а считает только переезды на ПМЖ.
Сегодня в различных регионах существует экономическое неравенство, но к этому следует относиться спокойно. Пространство никогда не развивается равномерно. Инвестиции и люди стягиваются туда, где есть конкурентные преимущества. В связи с этим в крупных городах и агломерациях идет положительный естественный прирост, потому что население омолаживается.
С другой стороны, в очень богатых регионах с высоким уровнем доходов и где у властей есть ресурс, живет только 11-12 процентов населения. Эти люди не обязательно богатые, они разные. А две трети населения обитает там, где ресурсов явно недостаточно, но они есть. И огромную роль для развития этих территорий играют институты, правила ведения бизнеса, которые на сегодняшний день нуждаются в улучшении инвестиционного климата и институциональной среды.